Уникальная колокольня на высоком склоне у Нары смотрит на Спасский храм за рекой. Неужели мы не в силах остановить их разрушение?


В месте, где река Нара делает крутой поворот к Серпухову, на крутом высоком берегу стоит грандиозная пятиярусная колокольня. На самом деле грандиозная – одна из самых высоких православных колоколен в России, по высоте соответствует современному 25-этажному дому. Невероятный размер для сельской колокольни, к тому же крутой берег добавляет 152 метра над уровнем моря. Место, где построена колокольня, с древних времен называется погост Иванова гора. Всего 1600 метров отделяет колокольню на Ивановой горе от Спасского храма в деревне Райсеменовское. Но напрямую пройти невозможно: через Нару нет ни моста, ни переправы. Приходится ехать в объезд: ни много ни мало, а 17 км. Почти 125 лет стоят друг напротив друга колокольня и храм Спаса Нерукотворного. Они ветшают и срочно нуждаются в помощи. Они ждут своих благотворителей, которым дорога память об этих святынях.


Село Семеновское существует на серпуховской земле у берегов Нары с середины 16 столетия. Хотите узнать, почему же оно со временем изменило имя и стало называться Рай-Семеновским, а потом и короткую черточку потеряло? Все просто – причиной стало одноименное село Семеновское, расположенное в 25 км от первого на реке Лопасне. Во втором Семеновском младший из легендарных братьев Орловых в 1774 году начал строительство усадьбы и дал ей название Отрада. Когда граф Нащокин стал строить усадьбу около села Семеновского на Наре, он решил, что она будет называться Раем, чтобы каждый приезжающий в Семеновское знал где Рай, а где Отрада. Правда, один из мемуаристов того времени писал: «Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай». При советской власти Рай-Семеновское стало писаться слитно, дабы не вызывать ненужных ассоциаций. Красоту усадеб, которые строились на века, мы можем оценить только по старинным фотографиям и воспоминаниям современников: Отрада стоит в руинах, а Рай-Семеновское практически утрачено. Но уникальная усадебная Спасская церковь в Райсеменовском сохранилась до наших дней и еще не утратила очертания былой красоты.


Храм Спаса Нерукотворного был построен в Рай-Семеновском в 1765-1783 годах по воле графа Петра Нащокина. Над церковью работал выдающий русский архитектор Матвей Казаков (мы уже рассказывали о нем в одной из статей блога). Храм был первой работой Казакова в подмосковной барской усадьбе по частному заказу. По фотографиям не дошедшей до нас закладной доски можно прочесть надпись: «Совершён сей храм, колокольня и ограда в 1783 году ноября 3 дня иждивением и присмотром села помещиком Петром Фёдоровым сыном Нащокина по рисунку архитектора Матвея Федорова сына Казакова под смотрением и собственных рук его строением…», и далее перечислены имена строителей церкви. Матвей Казаков приступил к работе над Спасским храмом в 1774 году, решая непростую задачу: ему нужно было достроить уже возведенный первый этаж. В конце концов церковь получилась необычной: в ней два этажа и фактически два храма: нижний и верхний. Здание вышло не только изысканным, но и весьма функциональным.


Петр Нащокин отыскал близ села месторождение разноцветного мрамора, из которого вырезали колонны храма. Центром верхней церкви стал иконостас из белого итальянского мрамора – арочный, а не традиционный плоский. Престол был окружен колоннами, между ними висели люстры. Никакой позолоты – только превосходная живопись и огромное светлое пространство. Интересно, что Матвей Казаков не стал придерживаться количества оконных осей, которые уже были выполнены на первом этаже, и сделал окна не столь частыми. В итоге внизу 7 окон, а на втором этаже – 5, в результате храм кажется более монументальным. Казакову удалось создать неповторимый шедевр. Невосполнима утрата превосходного интерьера храма в 20 веке, но внешний вид стремительно ветшающего храма еще возможно восстановить.


Расцвет усадьбы Рай-Семеновское пришелся на первую четверть 19 века. Петр Нащокин отыскал вместе с месторождением мрамора целебные источники, богатые минералами. Сын Нащокина Александр Петрович, ставший следующий владельцем родового гнезда, решил обустроить там первый в России частный курорт – Минеральные воды Спасителя. Четыре источника железистых вод начинались на холмах, спускающихся в долину Нары. На крутом спуске были устроены многоуровневые террасы и пруды, разбиты сады, поставлены беседки.


На вершине холма Александр Петрович построил большой дом, с балкона которого открывался чудесный вид на пейзажный парк. Для гостей курорта были возведены 30 домиков, здание с целебными ваннами, устраивались пышные приемы, балы и представления. Но то ли бизнес-план был неудачным, то ли хозяин был слишком щедрым, но Нащокин разорился и курорт закрылся в 1820 году. Похоронены отец и сын Нащокины в семейной усыпальнице в храме Спаса Нерукотворного. Все, что осталось от честолюбивых планов хозяев усадьбы в наши дни – это Спасский храм и один источник. Заброшенные, но постепенно возрождающиеся.


В 1891 году усадьбу Рай-Семеновское приобрел Диомид Хутарев. Его дети и внуки жили там вплоть до национализации усадьбы в 1918 году. Рассказывая про купца 1-ой гильдии Диомида Хутарева, мы должны перебраться на другой берег Нары. Кстати, при Хутареве это сделать было несложно: через Нару был мост от Рай-Семеновского до села Городенки, на окраине которого как раз и находится Иванова гора. Правда, колокольни тогда еще не было. На Ивановой горе стояла небольшая церковь Иоанна Предтечи. Городенки превратились в большой поселок после того, как Хутарев построил там текстильную фабрику. В 1890 году на фабрике работало уже 800 человек. Энергичный и деятельный Диомид Митрофанович, который был старостой церкви Иоанна Предтечи, решил возвести на Ивановой горе что-то совершенно необычное, запоминающееся на века, тем более что для этого был особый повод.


Дело в том, что по преданию в 1374 веке преподобный Сергий Радонежский по дороге в Серпухов остановился на погосте Иванова гора. Отдыхая в живописном урочище, преподобный посадил на вершине дуб. Дуб вырос исполинским, огромный пень, оставшийся от него в конце 19 века, подкреплял достоверность предания. В 1892 году Россия отмечала 500-летие преставления любимого святого. К этой дате Диомид Хутарев заказал огромный колокол весом 550 пудов (8 тонн) – по примерному возрасту дуба в 550 лет. 29 марта 1984 года колокол установили на деревянной звоннице над легендарным пнем. А у купца появилась мысль построить колокольню, которая бы соответствовала этому колоколу. При строительстве огромной колокольни на высокой горе нужно было решить сложные инженерные задачи, такие как доставка кирпича и раствора на верхние ярусы. Для этого были возведены весьма широкие и прочные леса, чтобы лошадь с телегой могла подняться по ним, развернуться и спуститься. Диомид Хутарев не дожил до окончания строительства, которое продолжил его сын Дмитрий Диомидович. Он достроил колокольню и две часовни, рядом построил здание богадельни. Здесь в годы Первой мировой войны на средства Хутарева был устроен госпиталь для раненых воинов.


Не забывал Дмитрий и про Спасский храм в усадьбе Рай-Семеновское, которая перешло к нему по наследству. В 1903 году он провел реставрацию несущих конструкций и декоративных элементов здания, а в 1914 году начал реставрацию живописи в храме. В усадьбе Рай-Семеновское при новом владельце Дмитрии Хутареве возродилась культурная жизнь, сюда приезжали известные предприниматели, выступали лучшие артисты. Можно сказать, что Дмитрию повезло: он умер в 1916 году и не увидел разорения усадьбы со Спасским храмом в Рай-Семеновском и церкви с колокольней на Ивановой горе после революции. Однако даже его прах новое смутное время не оставило в покое. Отец и сыновья Хутаревы были погребены в часовнях у построенной ими колокольни на Ивановой горе. В 1920-х годах вандалы разорили семейную усыпальницу, вытащили из склепа останки Дмитрия Диомидовича, искали золотые украшения. Рабочие фабрики перезахоронили останки в дальнем углу ограды.


Рассказ о судьбе храмов в 20 веке всегда получается трагичным. Спасский храм усадьбы Рай-Семеновское закрыли, разворовали и осквернили: на первом этаже был коровник, там хранили удобрения, в верхней церкви устраивали танцы, в алтаре показывали кино. Когда пол второго этажа провалился, местные ребятишки устроили тарзанку на тросе от паникадила: раскачивались и прыгали вниз на большую кучу мусора.


Церковь на Ивановой горе была полностью разрушена в 1936 году, внутреннее убранство колокольни и часовен уничтожено, 550-ти пудовый колокол был сброшен с крутого склона в Нару. В корпусе богадельни сначала была школа, потом детский дом, а с 1961 года – психиатрическая больница. И самый печальный аккорд: 15 августа 1985 года с колокольни рухнул крест, повредив северную часовню. Фабрику Хутаревых национализировали и в 1922 году назвали звучным именем «Пролетарий». Село Городенки стало поселком Пролетарский. С 1990 года на фабрике начались проблемы, и к 2005 году она разорилась. Само здание фабрики сохранилось, сейчас оно выкуплено несколькими предприятиями.


На фотографиях Ивановой горы, которые я сделал в 2009 году, колокольня стоит еще без креста и шпиля практически в полном запустении. Крест на колокольне был установлен в 2011 году. Восстановление идет, но слишком маленькими шажками, а богослужения совершаются в левом крыле здания богадельни. Стройная изящная колокольня парит над живописными холмами и долинами Нары как надежда, что округа вновь огласится колокольным звоном. Колокольня смотрит на Спасский храм за рекой, который жив и работает, но тоже переживает не самые лучшие времена. Почему два памятника культурного наследия России – один регионального, а второй федерального значения оказались и до сих пор находятся в таком плачевном состоянии? Почему храмы по сей день разрушаются и зарастают травой и деревьями? Почему на повороте от поселка Пролетарский к Ивановой горе стоит безымянный дорожный указатель «Церковный комплекс»? Где название? Без него память не сохранить! А сохранять шедевры нужно срочно, пока не пройдена точка невозврата.
Московская область, Серпуховской район
деревня Глубоково, церковь Иоанна Предтечи на Ивановой Горе
деревня Райсеменовское, Храм Спаса Нерукотворного