Оглядываясь назад, я понимаю, что первыми храмами в моем детстве стали два питерских (тогда еще ленинградских) собора – Исаакиевский и Казанский. Правда, приходил я в эти соборы с музейной группой и экскурсоводами.


В моем детстве эти храмы были превращены в музеи. Но если Исаакий я все-таки воспринимал как Собор, правда смотрел не на иконы и мозаику, а на физический аттракцион с маятником Фуко, то Казанский храм искренне считал музеем. Там был музей истории религии и атеизма. Особенное впечатление на меня производил подвал с орудиями пыток инквизиции. И только в последние годы я начал открывать для себя величие и храмовую духовную сущность Казанского кафедрального собора.


Невозможно представить Невский без грандиозной колоннады Казанского собора, которая раскрывается перед проспектом, как бы обнимая его. В истории создания собора немало счастливых случайностей и благости Божией, определивших его судьбу. Первым, и возможно, самым главным счастливым обстоятельством в судьбе Казанского собора стал Александр Сергеевич Строганов – один из выдающихся русских деятелей на рубеже 18-19 веков. Последние десять лет своей жизни он полностью посвятил строительству самого обширного в то время православного сооружения в мире – Казанского собора. Именно в семье Строганова воспитывался будущий архитектор проекта – бывший крепостной графа, а фактически его приемный сын Андрей Воронихин. Строганов дал Воронихину не только вольную, но и прекрасное образование и всячески поддерживал архитектора и его заказы. Петербургская молва считала Андрея внебрачным сыном графа.


Еще одной счастливой фигурой для храма стал Павел I. Вступив на престол в 1976 году, император Павел I решил построить новый храм взамен обветшавшего для списка с чудотворной иконы Божией Матери, обретенной в Казани в конце 16 века. Эту икону весьма почитали в царской семье, и она хранилась в соборе Рождества Божией Матери, стоявшего на месте, где сейчас находится фонтан перед Казанским храмом. Это место было очень удобно для возведения большого собора, а Павел хотел, чтобы он напоминал храм Святого Петра, увиденный им в Риме.И снова счастливое стечение обстоятельств, точнее – Божий промысел. Павел I приблизил ко двору многих, кого не особенно жаловала Екатерина II, в том числе и Строганова. Граф стал президентом Академии художеств и председателем комиссии по строительству храма. Именно Строганов обратил внимание Павла на проект малоизвестного тогда русского архитектора Воронихина, предложившего план собора в виде подобия латинского креста. Проект сооружения был подписан императором Павлом 14 ноября 1800 года, в январе 1801 года Строганов добился выделения на стройку 200 тысяч рублей, а в марте Павел был убит. Планы освятить собор к столетию Петербурга в 1803 году не осуществились.


Первый кирпич с вензелем в основание храма заложил уже император Александр I и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Вместе с закладкой фундамента начались работы по добычи камня для колонн. В гранитных каменоломнях под Выборгом вырубили 56 колонн, которые установили внутри храма. Все наружные колонны были изготовлены из пудостского камня – пористого известняка, который добывали в каменоломне у деревни Пудость недалеко от Гатчины. Секрет этого камня состоял в том, что он был мягким, сразу после поднятия из земли его можно было пилить, но на воздухе становился крепким и с годами твердел еще больше. Со стороны Невского были установлены 96 колонн, каждая из которых весила 28 тонн и имела диаметр около 1,5 метров в нижней части. Но верно рассчитанные пропорции создавали ощущение необычайной легкости сооружения. С другой стороны собора Воронихин планировал установить симметричную колоннаду, но не сложилось. Комиссия по строительству храма часто собиралась в Строгановском дворце, со стороны которого находился вход в собор. Строганов сумел сделать стройку общим делом города.


Строительство было завершено в 1811 году. Собор был торжественно освящен 15 сентября, а 27 сентября скончался Александр Сергеевич Строганов, простудившись на приеме по случаю окончания строительства. Отпевали его в Казанском соборе и похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.  Здесь же нашел последний приют Андрей Никифорович Воронихин, умерший через 2,5 года после завершения строительства собора.


А собор получился величественным и гармоничным. Если смотреть на него с Невского проспекта, то парадный портик и грандиозная колоннада создают впечатление главного входа в храм. Но на самом деле, это боковой фасад. Собор, как и положено православному храму, ориентирован с запада на восток. Именно так проходит и Невский проспект, поэтому православные соборы должны стоять боком к главной магистрали города. По гениальной задумке архитектора вдоль Невского проспекта идет соборная колоннада, встречая проходящих мимо и обнимая любимый город.

И люди идут не в музей, а в Храм, чтобы получить любовь, проповедь, утешение и умиротворение.

Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом 2.