В Спасе-на-Угре сошлись воедино невероятной красоты природа, редкая архитектура, великие страницы истории, слава и доблесть русского оружия.
Это сегодня село Спас – часть городского округа Калуга. А в XV веке их разделяла не только река Угра, они находились, по сути, в разных государствах. Калуга была пограничной крепостью Московского княжества, а Спас принадлежал княжеству Литовскому и имел другое название – Воротынск. Располагалось древнее городище в месте впадения Угры в Оку и было воротами к бродам через реку Ургу. Отсюда и пошло название «воротища» – Воротынск. Владел этими местами древний княжеский род Воротынских.
Родовое имя Воротынский первоначально не являлось фамилией. Это был титул, как, например, князь Московский или Владимирский. О Воротынских писал Пушкин в драме «Борис Годунов»: «Природные князья, и Рюриковой крови». Воротынское княжество было размером со среднеевропейское государство и включала Воротынск, Перемышль, Одоев, Белёв. История отвела роду княжескому Воротынских 262 года: в 1435 титул появился у князя Федора Львовича, а в 1697 умерла последняя носительница титула. В начале XV века князья Воротынские были в политической зависимости от Литвы, а затем более 200 лет служили русскому престолу. А еще были горячо верующими, честными и благородными людьми, основали 5 монастырей и 23 храма. Среди них Спасо-Преображенский Воротынский монастырь на Угре. Эта обитель была воздвигнута как рукотворный памятник событию, кардинально повлиявшему на последующую историю Руси.
Прошлое Угры, без сомнения, можно назвать героическим. Река долгое время служила естественной границей между различными племенами и политическими образованиями. Происхождение названия Угра доподлинно неизвестно, но по одной из версий название берет начало от русского «грань, граница, у грани». События 1480 года, когда эта водная преграда в очередной раз сыграла роль последнего рубежа, вошли в историю как Великое Стояние на Урге.
Мы привыкли, что судьбы эпохи решаются в сражениях, а окончательное избавление Русской земли от ордынского ига вышло каким-то не слишком героическим: не через битву, а с помощью стояния. Почти 250 лет ордынцы чувствовали себя на Руси как дома. Величественная победа над армией военачальника Золотой орды Мамая на Куликовом поле в 1380 году не принесла полного освобождения от ордынского ига. Она стала лишь первым шагом к национальной свободе. Прошло ровно 100 лет. Золотая Орда распалась на осколки, но все равно вместе с Литвой с двух сторон пыталась раздробить московское княжество. В 1480 году хан Большой Орды Ахмат выступил в «великий поход» против Москвы. Он пытался восстановить былое влияние Орды и силой заставить Великого князя Московского Ивана III возобновить выплату дани, которую тот отказался платить почти 10 лет назад.
Огромное войско хана двинулось с низовьев Волги на Оку, ожидая подмоги от союзника – князя Литовского Казимира. Дружина Ивана III не позволила Ахмату переправиться через Оку напротив Коломны. Тогда войска хана обошли оборонительные рубежи и встали на правом высоком берегу Угры на живописных холмах. На низком левом расположились русские полки – на лугах между рекой и лесом. Казалось, что у Ахмата более выгодная позиция – он стоял и ждал морозов, которые скуют реку, и надеялся на помощь Казимира. Напряжение в обоих лагерях возрастало. Неприятели смотрели друг на друга с разных берегов понимая, что переправа на другой берег дело крайне опасное и губительное для каждой из сторон.
Великое стояние закончилось весьма неожиданно. Угра покрылась льдом в конце октября, и стала возможна легкая переправа. Однако, ордынские войска так и не решились пойти в наступление и стали отходить в степь, никем не гонимые от Угры. Власть Орды над Русью закончилась. Современники приписывали эту победу чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла жителей от разорения. С тех пор река Угра, на берегах которой Русь обрела независимость, получила название Пояс Пресвятой Богородицы как символ непреступной черты-крепости, охраняющей от врагов землю Русскую.
Через полтора десятка лет на высоком холме, где по преданию находилась стоянка хана Ахмата, был основан Спасо-Преображенский монастырь, который кратко называют Спас-на-Угре. А еще Спасо-Воротынским по имени основателя. Князь Дмитрий Федорович Воротынский в 1489 году перестал служить королю Казимиру и перешел в подданство Ивана III вместе со своим уделом и боярами. Как знак нового этапа в жизни Воротынского княжества и в честь Великого стояния на реке Угре Дмитрий Федорович основал монастырь. Место было выбрано весьма удачно – доминантное положение над пойменными землями рек Угры и Оки. Шатровые постройки монастыря были хорошо видны с большого расстояния и могли служить ориентирами-маяками на судоходной Оке.
Спас-на-Угре – один из старейших монастырей в Калужской области – был первой точкой моего путешествия вокруг Калуги. С погодой не слишком повезло: после аномально теплой зимы в середине апреля природа взяла свое и выдала сильнейший снегопад. 200 км от Москвы, мост через Угру, затем поворот на село Спас, слева от дороги широкая плоская пойма Угры, но самой реки не видно. Справа – высокий холм-курган с белоснежными постройками обители на самом верху. Издалека видны два храма с тремя шатрами: один высокий и два низких. Картинка идиллическая и практически рифмуется с названием: Спас-на-Угре. Машину пришлось оставить внизу, и преодолевать крутую дорогу в горку пешком.
За толстыми каменными стенами уютная ухоженная территория: первые цветы вдоль аккуратных дорожек, смотровая площадка, сад и монастырский огород на склоне. Во всем какая-то особенная гармония. И два храма, оба шатровые. Более древний одноглавый Преображенский собор был сооружен в середине 16 века внучатым племянником основателя обители Михаилом Ивановичем Воротынским. Михаил Иванович – один из ближайших сподвижников Ивана Грозного, выдающийся полководец XVI века, участник всех походов на Казань. Он отличился при взятии Казани и занимал третье место в Боярской Думе. В 1573 году Воротынский попал в опалу по ложному доносу, был подвергнут пыткам и казнен. Сыновья Михаила Ивановича перестали быть удельными князьями: Иван Грозный лишил их родовых земель, а титул Воротынские стал фамилией.
Преображенский собор в Спасе-на-Угре стал значимым каменным строительством Михаила Воротынского. Собор имеет все основные черты шатровых храмов-памятников, построенных в честь взятия Казани и сохранившихся на Оке и Волге. Высота храма до верха главы около 27 метров. Здание отличают строгие формы с несколько упрощенными чертами, лаконичный дизайн и монументально подчеркнутая вертикальная композиция. Фасады четверика увенчаны кокошниками, на невысоком восьмерике декоративные элементы, повторяющие форму кокошников.
Второй храм монастыря – трапезная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы был сооружен в начале XVII века. В храме один престол, а шатров – два. Изящный шатровый верх здания является декоративным. Шатры поставлены как скульптурные композиции на своде храма. Примыкающая к церкви колокольня датируется началом XIX века.
В 1764 году монастырь упразднили в соответствии с проводившейся Екатериной II церковной реформой. Казалось, что обители, как и княжескому роду Воротынских, было отведено судьбой лишь чуть более 260 лет. Но в начале XXI века полуразрушенные постройки обители были переданы Церкви, и в 2007 году началось возрождение Спаса-на-Угре. Сегодня это женский монастырь. Светлый, красивый и необыкновенно притягательный.
При реставрации храмов, которые вросли в землю почти на метр, снимали лишний грунт и обнаружили закопанные в землю уникальные старинные надгробия. Некоторые возрастом более 500 лет. Возможно, под ними лежали люди, которые застали Великое Стояние на Угре.
Безусловно, со временем утрачивается историческая природная среда. Но древний Спасо-Преображенский Воротынский монастырь возрождается и перестает быть незаслуженно забытым.
Калужская область, г. Калуга, с. Спас, 43А, Спасо-Преображенский монастырь на р. Угре
Добавить комментарий: