Старинные усадьбы и храмы хранят историю ушедшего времени и людских судеб, но как часто мы сами не можем сохранить уникальные шедевры.


В 1782 году в Москву был назначен новый главнокомандующий города и Московской губернии Захар Григорьевич Чернышев. Захар Григорьевич происходил из дворянского рода Чернышевых, имел графский титул и звание генерал-фельдмаршала, был видным государственным деятелем екатерининского времени. Вскоре после назначения губернатором граф Чернышев заказал строительство большого дома Матвею Казакову, выбрав пустырь на Тверской улице. За пятнадцать лет до этого Захар Григорьевич начал обустройство своего родового имения Ярополец под Волоколамском. На средства графа здесь был возведен единственный в своем роде храм, который должен был стать и усыпальницей рода Чернышевых.


Дом на Тверской получился великолепным, и впоследствии был выкуплен городом у наследников графа для постоянного пребывания московских генерал-губернаторов. В доме Чернышёва почти 250 лет работают московские градоначальники и располагается правительство города. Дом надстраивался и передвигался, но с годами становился только краше. Загородной усадьбе Чернышева и уникальному Храму Казанской Иконы Божией Матери в селе Ярополец повезло значительно меньше.


До XVII века село Ярополец долгое время принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, а в 1684 году вместе с окружающими деревнями указом царевны Софьи Алексеевны было пожаловано отставному украинскому гетману Петру Дорошенко. Этот момент можно считать началом истории имения Ярополец. Гетман прожил в имении 14 лет и здесь же был похоронен. После его смерти имение было раздело на две части между сыновьями Дорошенко, и младший сын продал свою часть Григорию Чернышеву, отцу Захара Григорьевича. Так в Яропольце возникли сразу два имения: родовая усадьба Чернышевых и дворянская усадьба Загряжских-Гончаровых. Обе усадьбы имели единый парк с большим водоемом. В имение Гончаровых провела свои детские годы будущая жена Пушкина Наталья Гончарова – прапраправнучка гетмана Дорошенко. Сюда несколько раз приезжал Александр Пушкин.

  
Судьбы двух усадеб в одном селе оказались разными. Весьма скромное имение Гончаровых находится в достаточно ухоженном состоянии, там расположен дом отдыха одного из московских вузов, на территории есть действующая церковь Рождества Иоанна Предтечи. А вот одно из богатейших и красивейших не только в Подмосковье, но и в России имение Чернышевых лежит практически в руинах. Граф Захар Григорьевич Чернышев подходил к обустройству имения в Яропольце не менее основательно, чем к строительству дома на Тверской. Был разработан план по преобразованию усадьбы и превращению ее в «русский Версаль». Великолепная загородная резиденция постепенно складывалась в роскошный архитектурный ансамбль с лепной отделкой и скульптурами. В 1780 году напротив дома-дворца по инициативе Захара Чернышева начал возводиться уникальный православный храм.


В русских усадьбах обычно строились весьма масштабные храмы соборного типа, видные издалека. В Казанском храме все иначе – основной объем распределен не по вертикали, а по горизонтали. Идея Захара Григорьевича об объединении усадебной церкви и усыпальницы воплотилась в необычном архитектурном решении храма. Сооружение симметрично относительно центральной оси и представляет два одинаковых здания, накрытых идентичными куполами и соединенных притвором с четырехколонными портиками на каждом фасаде. В торцах здания пристроены два одинаковых полукруглых выступа – апсиды: в одной расположен алтарь, во второй – усыпальница. Это нетрадиционное решение также не вписывается в привычный облик церковного сооружения, т.к. по традиции православный храм имеет нечётное число апсид — три или одну.


Окна храма различаются своей конфигурацией по вертикали: круглые, овальные и арочные. Восточная половина здания – это и есть Казанская церковь, а в западной части расположена усыпальница с подземным сводчатым склепом. Здесь находится надгробье Чернышева и сюда был перенесен его прах. Позади храма высится колокольня из красного кирпича, построенная в середине 19 века и по стилю сильно отличающаяся от храма. В конце 19 века вокруг церкви была выстроена ограда, имеющая ворота с главами-луковками в русском стиле.


Строительство и отделка Храма Казанской Иконы Божией Матери продолжалась более 50-ти лет и завершилась после смерти графа Чернышева. По мнению исследователей проект храма принадлежит архитектору круга М.Ф. Казакова или В.И. Баженова. Внутреннее убранство церкви значительно богаче внешнего декора и поражает воображение даже сейчас, когда разрушены многие конструкции, упала часть колонн и практически утеряна внутренняя отделка. Несмотря на многолетнее обветшание, заброшенность и разграбление церковь выглядит величественной и красивой. Еще остались великолепные лепные детали на фоне темно-синих стен. Еще сохранились фрагменты метлахской плитки на полу. Еще стоит иконостас, правда уже давно без икон, полукругом охватывающий алтарь. Но время неумолимо…


Здание стремительно разрушается, унося с собой блистательную эпоху Захара Григорьевича Чернышева. В 2016 году благотворительная организация «Центр «Сельская церковь» начала консервацию Казанского храма. Но для спасения шедевра 18 века нужны значительные средства. А их пока нет. Горько осознавать: если бы Екатерина II приехала в Ярополец сейчас, а не 240 лет назад, она бы точно не захотела выбрать его в качестве своей загородной резиденции, будь он поближе к Москве. И неизвестно, спасем ли мы уникальный Храм Казанской Иконы Божией Матери в незаслуженно забытом месте всего в 100 км от столицы. И так горько писать: былая красота и величие…


Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.