Я хорошо помню тот день, когда по пути в Боровск, увидел дорожный указатель с чудесным праздничным названием Рождество и не смог проехать мимо.


Повернул с Киевского шоссе направо, проехал через деревню Башкино, далее по мосту через реку Истья и увидел величественный храм. Стоял и любовался на мощное однокупольное здание из красного кирпича и расположенную рядом высокую колокольню. И хотя было видно, что храм долгие годы стоял заброшенный, он все равно выглядел прекрасно торжественным и монументальным. Это потом я узнал, что храм вмещал до 500 прихожан. А еще прикоснулся к трагическим страницам жизни людей, тесно связанных с судьбой храма Рождества Христова.


В 17 веке село Рождество было вотчиной Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В 1768 году бывшие крестьяне Боровского монастыря построили в селе деревянную Христорождественскую церковь, которая служила почти 130 лет. Московский купец 2-ой гильдии Александр Петрович Недыхляев, торговавший шелком, неоднократно делал пожертвования церкви Рождества. А его сын Алексей решил построить в селе каменный храм. Алексей Недыхляев был весьма энергичным молодым человеком, получившим инженерное образование. В 1890 году он работал секретарем Среднеазиатской выставки в Москве, декоратором которой выступал архитектор Виктор Александрович Мазырин. Он и стал автором проекта храма, который был заложен в Рождестве 10 июля 1894 года. Вы точно знаете лучшее творение этого архитектора – знаменитый мавританский замок: особняк Арсения Морозова на Воздвиженке – ныне Дом приемов Правительства РФ. Далеко не все планы удалось претворить в жизнь талантливому зодчему. Виктор Мазырин умер в Москве вскоре после революции, заразившись брюшным тифом.


В 1897 году каменный храм Рождества Христова и колокольня, возводимые на средства Алексея Недыхляева, был закончен. Недыхляев стал церковным старостой и постоянно делал пожертвования в пользу церкви, построил дома для притча, организовал в селе церковно-приходскую школу. В 1913 году в школе обучались 103 мальчика и 16 девочек. За свою благотворительную деятельность Недыхляев был награжден несколькими орденами. После 1917 года начались гонения на верующих и разрушения храмов, которые вызвали глубокое неприятие у церковного благотворителя. Алексей Александрович Недыхляев стал жертвой политических репрессий – был арестован 6 декабря 1932 года и приговорен к 3 годам высылки. Дальнейшая судьба Недыхляева неизвестна. Он был реабилитирован лишь в 2002 году. Трагической оказалась и судьба последнего настоятеля церкви – иеромонаха Илариона, который служил в приходе 10 лет. В 1937 году, когда храм был закрыт, иеромонаха арестовали Он был расстрелян на Бутовском полигоне и погребен в безвестной общей могиле. В 2000 году иеромонах Иларион (в миру Иларион Павлович Писарец) канонизирован в лике преподобномучеников.


Храма Рождества Христова долгие годы находился в запустении и постепенно разрушался. Вот таким увидел храм в 1960-ые годы Александр Исаевич Солженицын и описал его в романе «В круге первом»: «На пересечении и расширении (улиц) как раз и стояла та церковь: приземистый прочный храм фигурной кладки с накладными крестами из кирпичей и выше его -- колокольня с двумя этажами колоколенных сплошных прорезов. Там заросло мхами и травой, и множество ласточек или ещё даже меньших птичек в непрерывном беззвучном кружении суетились на высоте прорезов, влетая, вылетая и обращаясь. Труднодоступный купол колокольни был цел, а на храме ободран от жести, оставлены только рёбра каркаса. Пережили два десятилетия и оба креста, стояли на местах. Нараспашку была нижняя дверь колокольни, там во тьме горела керосиновая лампа, стояли молочные бидоны, и не было никого. Открыта была и дверь в подвал храма, там мешки стояли на ступеньках -- и тоже не было никого. Ни ограды, ни двора вокруг церкви не сохранилось -- а с той стороны и с этой, и вокруг, и между храмом и колокольней всё было изрыто тракторами и машинами… В дорогу были вмешаны большие колотые куски плит, облипшие грязью. А у стен храма лежали чистые мелкие куски и крошки -- белого, розового и жёлтого мрамора».


В 1965 году Солженицын приобрел небольшой дачный домик у деревни Рождество. Александр Исаевич часто находил убежище в этом месте и говорил, что ему никогда так хорошо не писалось, как в Рождестве-на-Истье. Весной 1968 года был закончен «Архипелаг ГУЛАГ», и началась его перепечатка с соблюдением строгой конспирации. «А в Рождестве – нежная зелень, первые соловьи, перед утрами туманец от Истьи. От рассвета до темени правится и печатается “Архипелаг”, я еле управляюсь подавать листы помощницам на две машинки, а тут ещё одна машинка каждый день портится, то сам её паяю, то вожу на починку. Самый страшный момент: с нами – единственный подлинник, с нами – все отпечатки “Архипелага”. Перепечатанные главы увозили и прятали друзья писателя. Рождество играло важную роль в жизни Солженицына: «Кроме рукописей какая ещё у меня вещественная драгоценность? – в 12 сотых гектара моё “именьице” Рождество, где половину этого – последнего, как я думал, лета – я так впивался в работу. В середине августа, уезжая на бой, я обходил все места вокруг и каждую пядь участка, прощался с Рождеством навсегда. Не скрою: плакал….». В 1994 году, когда нобелевский лауреат вернулся на родину из изгнания на Запад, он решил помочь храму в селе Рождество. Фонд Александра Исаевича Солженицына перечислил значительные средства на проведение восстановительных работ.


В наши дни в Рождество приезжают практически одни дачники, местных жителей в 2010 году было лишь 6 человек. Домик Солженицына сгорел в 2005 году. Уже несколько лет нет дорожного указателя на Киевском шоссе «Рождество». Вместо него появился поворот на «Башкино». Что-то исчезает навсегда, при этом находится немало неравнодушных людей, стремящихся сохранить наследие и передать потомкам. Храм возрождается усилиями верующих и благотворителей, проводятся службы, пока не в храме, но в колокольне. Жизнь в храме Рождества Христова в селе Рождество продолжается.
Московская область, Наро-Фоминский район, деревня Рождество, Храм Рождества Христова