Легендарный ангел-хранитель Санкт-Петербурга обрел новый дом. 180 лет он парил над городом на куполе храма и 13 лет нес тяжелую службу на земле.


Это настоящий ангел, третий – с купола собора Екатерининской церкви, что на Васильевском острове. Один из трех ангелов, которые по легенде хранят город на Неве. Незримый треугольник замыкают еще два ангела: на соборе в Петропавловской крепости и на Александровской колонне Дворцовой площади. И пока три ангела парят высоко над городом, он будет спасен от любой беды. Мы писали о трагической судьбе третьего Ангела, который в 2004 году был спущен с купола храма Святой Великомученицы Екатерины на землю. 180 лет он замыкал небесный треугольник и не оставил службу даже в те годы, когда вандалы вырвали из его рук крест. Но время, осколки снарядов и сырой климат взяли свое: Ангел устал. Он потерял часть пальцев, фрагменты лица и локонов. Тело ангела обвили тросами, крылья скрепили растяжками. Свой временный дом деревянный Ангел нашел в обветшавшем сарае во дворе Екатерининской церкви. Но нет ничего более постоянного, чем временное: Ангел ждал помощи долгих 13 лет и чуть не погиб. Правда, он был не один – рядом с ним стоял гипсовый слепок, и у сарая пугала прохожих странная аляповатая фигура несуразных пропорций, выполненная кем-то в «подарок» храму. Когда в 2016 году дошло дело до экспертизы проекта, реставрация требовалась не только Ангелу, но и его гипсовой копии.


Стало понятно, что исторический Ангел на свое место над городом больше не вернется. 3 декабря 2017 года на купол церкви Святой Великомученицы Екатерины установили нового ангела – точную молодую копию первоначальной скульптуры. Его поверхность обита листовым свинцом, в руках он держит крест, покрытый сусальным золотом. Крест в руках ангела на куполе жители города увидели впервые за 75 лет. А исторический Небесный Вестник сменил холодный сарай на теплый дом. 29 августа 2018 года деревянную четырехметровую фигуру перевезли в Смольный собор.


Перед этим были выполнены реставрационные работы, восстановили утраченные части фигуры, выполненной из дерева: осины, березы и сосны. Дерево пропитали укрепляющими составами, выполнили расчистку свинцовой одежды от коррозии. Скульптура законсервирована в том состоянии, в котором дошла до наших дней. Теперь уникальное творение петербургских мастеров называют «грустный Ангел» из-за выражения его лица: загадочная полуулыбка, глубокие морщины, грустно-распахнутые глаза. Свидетель трагического 20 века, он отстоял Ленинград в блокадные годы и дождался возвращения городу его исторического имени.


Ни крест, ни свинцовую маску на лице Ангела восстанавливать не стали. Мы видим его лик, видим настоящего Ангела, который благословляет нас на добрые дела. Идея поместить Ангела в просторный Смольный собор принадлежит его настоятелю протоиерею Петру (Мухину). Батюшка мечтает наполнить Смольный собор экспонатами, посвященными истории православия Петербурга, создать в храме музей, который разместится на всех уровнях собора. Приходящие в храм будут окружены историей собора, полной тайн и легенд. Вот одна из них: собор строился 87 лет, действовал 87 лет и 87 был закрыт как храм.


Величественный храм – без преувеличения, шедевр русского барокко. Императрица Елизавета Петровна начала строить дворец-монастырь для девиц дворянского происхождения и хотела сама удалиться туда в конце жизни. Работе мешали и слабые грунты, и недостаток финансирования из-за Семилетней войны с Пруссией. Екатерина II, которая недолюбливала свою предшественницу, монастырь забросила. У императора Павла I были другие строительные планы – Михайловский Замок, у Александра I – Казанский и Исаакиевский соборы. Замысел Елизаветы Петровны закончил лишь Николай I, и то не в полном объеме: не была построена 140-метровая колокольня. Архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Растрелли, создавший абсолютно русский по духу храм. Завершал собор архитектор Василий Стасов – он занимался интерьером. Результат 87-летнего строительства получился парадоксальным: избыточное нарядное украшение снаружи и минимализм внутри: белые стены и облицованные белым искусственным мрамором колонны.


Архитектурное решение Смольного собора создает необычную иллюзию его размера. Анна Андреевна Ахматова описывала его так: «Церковь Смольного прекрасна, как дароносица. Странный оптический эффект - церковь постепенно "уходит в землю" при приближении к ней». Собор называется Смольным, потому что стоит на месте Смоляного двора, где варили дёготь и хранили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. Церковный зал вмещает до 6 тысяч человек. В течение 87 лет Смольный собор был главным храмом всех учебных заведений. В 1922 году храм был закрыт и использовался как склад декораций. В годы Великой Отечественной войны подвал переоборудовали под бункер руководителя Ленинграда Андрея Жданова. Бункер располагался на глубине 12 метров и мог вместить 55 человек. Теперь здесь часть музея Смольного собора. В 1990 году, когда многие храмы города возвращали Русской Православной Церкви, в здании Смольного собора устроили концертный зал. Первое богослужение прошло в соборе впервые за 87 лет в мае 2009 года. А еще через 7 лет в 2016 году Смольный собор был передан в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии, но остается памятником архитектуры и собственностью государства. Собор вернул свое главное предназначение – быть местом богослужений и церковных таинств.


Лет десять назад на новом витке истории начал обсуждаться вопрос о возобновлении строительства Смольного собора, точнее, его колокольни. Возникла идея продолжить классический долгострой в 87 лет Дело в том, что на глубине 4-х метров был найден фундамент колокольни, которая была возведена до второго яруса по проекту Растрелли в 1767 году. Зодчий отказался от своего проекта и построил лишь звонницу. Возможно, в этом была творческая прозорливость итальянского гения. Остались чертежи и макет колокольни, которые сегодня достали из архивов. Сторонники проекта говорят, что в нынешнем его виде Смольный собор – недооцененная достопримечательность Санкт-Петербурга, а с колокольней он станет центром притяжения. Противники возражают – зачем строить новодел! Колокольня не будет аутентичной, каким является Смольный собор и нашедший в нем новый дом третий Ангел.


Три крестоносных ангела, как и прежде, охраняют Санкт-Петербург: золотой с Петропавловской крепости, «серебряный» – с Васильевского острова и бронзовый – с Александровской колонны. Исторический «серебряный» Ангел – деревянный в свинцовом одеянии стоит в Воскресенском Смольном соборе. И ничего что, отслужив отпущенный ему срок, он не смог вернуться на свое место над куполом по причине ветхости. Ангел будет не на небе, а на земле помогать возрождать Смольный собор, обустраивать любимый город и призывать к добродетели и великим свершениям. Просторный собор – замечательное место для большой скульптуры высотой около 4 метров и с размахом крыльев почти полтора метра. На большого Ангела смотрят со стен маленькие лепные ангелы. В планах на всех площадках собора от подвала до чердака разместить музей. В башне звонницы будет выставка, посвященная ангелам в современном искусстве. Здесь соберут трех ангелов-хранителей города: один уже стоит в Смольном, а точные копии двух других создадут для коллекции.


Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1, Собор Воскресения Христова (Смольный собор)