Как все переплелось в трагической судьбе Реконьской пустыни: глухие новгородские болота, непроходимые леса, горькое безвременье и людское равнодушие.


Свято-Троицкая Рёконьская пустынь – монастырь, заброшенный несколько десятков лет, находится в труднодоступном болотистом месте Новгородской области. Мало кто слышал о нем, и еще меньше тех, кто был в монастыре: место – практически «медвежий угол», хотя всего 250 км от Питера, поездка в Реконь – дело непростое. Да и слово «поездка» употреблять не совсем правильно.


Доехать до монастыря практически невозможно. Дороги, в привычном понимании, в пустынь нет. От ближайшей деревни Верхнее Заозерье до обители 7 км непролазной жижи и болот. В особенно топких местах длинная жердь для прощупывания почвы уходит в трясину полностью, на поверхность с хлюпаньем поднимаются болотные газы. Болото подмерзает холодной зимой, и тогда можно добраться до пустыни на вездеходах. Но и пешком, и на машине путь до монастыря занимает не менее двух часов. А ведь во времена расцвета Свято-Троицкой Рёконьской пустыни монахи ухаживали за дорогой, настилали ее деревянными гатями. Говорят, что монастырские купола были видны от самого начала дороги. Но потом ее поглотила Реконьская топь.


Монастырь стоит на двух берегах реки с журчащим названием Рёконька. По преданию именно у этой реки в 13 веке охотники на гранитном валуне нашли икону Живоначальной Святой Троицы. На этом месте поставили скит, давший начало монастырю в честь иконы. Упоминание об этой иконе, на которой лишь один из трех ангелов был не поврежден, есть в документах 19 века. До нашего времени икона не дошла, да и письменных актов о первых годах существования монастыря не сохранилось. А камень цел, и на нем на ощупь можно прочитать выбитую полустершуюся надпись об обретении иконы.

  
Документально подтвержденная история Реконьской пустыни начинается в 17 веке, когда монастырь получил от царя Алексея Михайловича 1800 десятин земли. Обитель была небольшой и небогатой, строения постепенно ветшали. В результате реформы 1764 года императрицы Екатерины II Свято-Троицкая Реконьская пустынь была лишена земель и закрыта в числе сотен других монастырей.

Так бы и закончилась история монастыря на Новгородской Земле, но через 50 лет появился в этих местах непростой человек. Странник из Латвии, который назывался Андреем Ивановичем Шапошниковым и скрывал свое подлинное имя. Он ходил по монастырям, был в Рекони, перебивался случайными заработками, батрачил и даже попадал в тюрьму за бродяжничество. Затем в Тихвине странник принял схиму под именем Амфилохий и вернулся в Реконь с целью восстановить монастырь. Старец Амфилохий решил вернуть монастырю отобранные земли. Он много лет ходил по судам, подавал прошения императорам, которых за это время сменилось трое, попадал за жалобы в тюрьму. И, наконец, в 1860 году вышел Указ Александра II о возрождении Реконьской пустыни. Земли, перешедшие в частную собственность, вернуть было невозможно, и за них монастырь получил денежную компенсацию с процентами. На эти деньги началось восстановление Свято-Троицкой Рёконьской пустыни. Старец Амфилохий, будучи уже в преклонном возрасте, постепенно отошел от строительства и поселился в скиту. Говорят, что он предсказал грядущий упадок монастыря и второе его возрождение.


Монастырь был восстановлен как заштатный, т.е. он не получал государственное содержание. Необходимо было начать обрабатывать землю около обители, чтобы обеспечить монастырские нужды. Назначенный настоятель монастыря иеромонах Даниил и приехавшие вместе с ним валаамские монахи начали осушение земель, отвоевывая их у болот. Монахи и послушники, которых было до 50 человек, завели огороды, пасеку, молочное хозяйство, поставили мельницу.  При поддержке новоладожских купцов и местных помещиков было начато строительство нового каменного комплекса монастыря по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.


Берега Реконьки никогда не видели такого строительства. Великолепие постройки видно и по сегодняшним руинам. Главный Троицкий храм, колокольня с изящным шатром, Покровская церковь, где похоронены старец Амфилохий и отец Даниил, братский корпус, большая каменная ограда с воротами и башнями. Пустынь была окружена сенокосными лугами, все постройки хорошо просматривались издалека. В монастырь ехали паломники и богомольцы.

  
А двадцатый век разорил многие обители, в том числе и Свято-Троицкую Рёконьскую пустынь. В 1918 году в монастыре создали артель «Реконь», затем монахов арестовали, артель преобразовали в совхоз «Безбожник». И началась безбожная жизнь.  Монастырь приходил в запустение: поля после перепахивания и нарушения мелиоративной системы поглощало болото, постройки разрушались и зарастали наступающим лесом. Кирпичные стены разбирали на печи. Свои следы на теле монастыря оставили Великая Отечественная война и черные копатели, искавшие клады. И что дальше – полное забвение?


Здесь нужно вспомнить слова старца Амфилохия о грядущем втором возрождении монастыря. Оно происходит уже несколько лет. В монастыре практически постоянно проживают два трудника и два монаха, приезжают добровольные помощники. Заделана крыша Покровской церкви, вставлены окна, топится печка, чтобы избежать сырости, проходят службы. Создан Благотворительный фонд возрождения Реконьского Свято-Троицкого мужского монастыря, и планируется начать серьезные работы по восстановлению построек. Правда, есть очень много проблем с дорогой, подвозом стройматериалов, отсутствием связи. И пока очень мало средств. Но я уверен, что сегодня для Свято-Троицкой Рёконьской пустыни наступило время возрождения, уже в который раз в истории обители. Пусть очень медленное и трудное, но возрождение.   


Жизнь в монастыре продолжается. В Реконьке водится плотва, окунь, щука, рядом живут бобры. Болота надежно укрывают Реконь от недобрых гостей. А добрые люди обязательно найдут дорогу к Храму и помогут возродиться чуду на Северо-Западе России - Свято-Троицкой Рёконьской пустыни.