Свой первый рассказ я посвящаю не одному из многих потрясающих храмов, которые встретил и полюбил в путешествиях по России. Я пишу о храме, который много лет вижу из окна моего дома. Храм преподобного Алексия человека Божия в Красном селе. Хотя селом это место было в XV-XVIII веках, а сегодня – это центр современной Москвы. Память о селе сохранилась лишь в названиях Верхней и Нижней Красносельских улиц, нескольких переулков, одного тупика и станции метро.


История Храма как главного монастырского собора Алексеевского монастыря, насчитывающая шесть с половиной веков, весьма драматична. Монастырь неоднократно менял свое расположение в городе, бывал разграблен, деревянный храм горел.


Строительство каменного Храма преподобного Алексия связано с рождением наследника у первого русского царя из династии Романовых. Небесным покровителем сына Михаила Федоровича стал Алексий, человек Божий. Алексеевский монастырь тогда находился недалеко от стен Кремля в черте Белого города. Каменный храм украшали два стройных шатра. Это была одна из последних церквей шатрового типа, построенная до указа патриарха Никона, повелевавшего возводить только традиционные купола. Возможно, мы и сегодня любовались бы тем красивым собором, если бы на месте Алексеевского монастыря император Николай I не решил возвести Храм Христа Спасителя. Монастырь перенесли в Красное Село, по тем временам – на далекую окраину Москвы.


Промозглым утром 17 октября 1837 из района улицы Волхонки, где 300 лет находился Алексеевский девичий монастырь, отправился крестный ход.  Подняв иконы, сестры обители и духовенство в сопровождении множества народа двинулись в Красное село. Они прошли по Мясницкой, подошли к Красным Воротам, далее через Лесной ряд к Красному пруду и за ним повернули налево к Крестовоздвиженской церкви Красного села, где процессию встречал митрополит Московский Филарет. Это в современной Москве несложный путь, а тогда – бездорожье, вязкий песок, непролазная грязь. Монастырь, который стал называться Ново-Алексеевским, продолжил историю на новом месте.


Проводить службы в холодном и сыром Крестовоздвиженском храме зимой было невозможно, и в 1853 году была построена теплая церковь во имя Алексия человека Божия.


Монастырь активно развивался, вдвое увеличил свою территорию. К началу 20 века в монастыре было 4 храма, больница, аптека, училище с курсом начально-приходской школы, два келейных корпуса, певческий корпус, золотошвейная, иконописная и другие мастерские, ухоженные сады и огороды, большое благоустроенное кладбище.


А наступивший ХХ век принес настоящую трагедию. В 20-ых годах закрыли, а затем и разрушили кладбище, монахинь выселили из келий, монастырь прекратил существование. 13 декабря 1924 года был закрыт храм преподобного Алексия человека Божия.  Правда, если так можно сказать, этому храму повезло больше, чем остальным постройкам монастыря – там много лет располагался Дом пионеров. Одна из церквей монастыря была снесена, храм Всех Святых уцелел, но сильно пострадал, а Крестовоздвиженская церковь была встроена в здание ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  Проходя по Верхней Красносельской улице и заглядывая в окна НИИ, можно увидеть сводчатые потолки трапезной древней постройки.


Каким же я впервые увидел храм преподобного Алексия человека Божия почти 30 лет назад? Это было здание красного цвета без купола, куда ходили школьники в кружки по пению и рисованию. Внутри все перестроено: два этажа и много маленьких комнат, в алтаре – сцена. Но все равно, было видно, что это Храм. И была надежда, что Храм увидит лучшие времена. И они наступили: в 2000 году началось возрождение храма прп. Алексия человека Божия. Был восстановлен купол, воздвигнут крест, стены обрели первоначальный белый цвет, начали проходить службы. И я каждый день вижу из своего окна настоящий благолепный Храм. Вижу и любуюсь им на рассвете при первых лучах солнца, вижу зимой через заснеженные ветки деревьев, вижу величественным и возрожденным.

Пусть из каждого окна будет виден Храм.