Храм редкостной красоты в Замоскворечье на Большой Полянке украшают 9 тысяч изразцов с орнаментом «павлинье око».


Прекрасный изразцовый фриз, яркие узорчатые стены – храм на Большой Полянке строили и украшали лучшие мастера 17 века. У этого храма чрезвычайно редкое, единственное в Москве посвящение – в честь святителя Григория Неокесарийского, и долгая история, окутанная многочисленными легендами. В начале это была деревянная обетная церковь, которая после обветшания возродилась как коронованный храм. Храм, чудесным образом спасенный от пожара 1812 года самим Наполеоном. Храм, который от разрушения уже в 20 веке спас проход, прорубленный прямо через колокольню. Но, обо всем по порядку.


Когда идешь по современной Большой Полянке, ничего не напоминает о заболоченных полях, которые были здесь в древности. Осталось одно название. Между полей проходила старая Серпуховская дорога. По ней, как гласит предание, в 1445 году возвращался из татарского плена прадед Ивана Грозного Василий II (Темный). Еще находясь в Орде, Великий князь дал обет построить в том месте, откуда увидит стены Кремля, церковь в честь святого, память которого будут праздновать в этот день. 30 ноября 1445 года в день памяти святителя Григория Неокесарийского перед взором князя открылась панорама Московского Кремля за рекой – до него оставалось чуть больше 2 километров. Само место, где во исполнение обета построили храм, было низинным, покрытым мхом. И храм стал называться храмом в Дербицах – в топком болотистом месте. Поэтому полное историческое название храма: Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.


Сначала в сырой низинной местности Замоскворечья (Заречья) селились крестьяне и ремесленники, затем стрельцы и казаки. Они ходили на службы в деревянную церковь, которая простояла до конца 17 века. Но после эпидемии чумы 1654-55 годов службы прекратились, и приход совсем опустел. В 1660 году настоятелем храма был назначен обычный московский священник Андрей Савинов (Постников). Отец Андрей буквально возродил старый храм, и на священника обратил внимание царь Алексей Михайлович. Андрей Савинов стал духовником царя и в какой-то мере заменил набожному царю патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Отец Андрей попросил у царя разрешение по строительство нового каменного храма в Дербицах. Государь выделил из казны внушительную сумму, чтобы возвести храм в камне. Над царскими заказами работали лучшие зодчие и мастера. Вы только вслушайтесь в имена архитекторов храма: Иван Кузнечик и Карп Губа. Русские мастера: стрелец, подмастерье каменных дел Иван Кузьмин, он же Кузнечик, и крепостной костромского Ипатьевского монастыря каменщик Карп по прозвищу Губа.


В 17 веке в московское строительство пришло настоящее буйство красок. Храм получился идеальным с густой сочной красотой, с обилием украшений, с выделением деталей на красном фоне, с изумительными изразцовыми поясами. Самобытное русское творчество с неповторимым сказочным образом – это все про чудный храм в Замоскворечье. Кресты венчали короны в знак того, что царь был вкладчикам храма. В 1671 году ставший к тому времени протопопом Андрей Савинов венчал в храме Григория Неокесарийского царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Через год у них родился сын – будущий император Петр I.


Наш современник поэт Андрей Вознесенский считал церковь на Большой Полянке лучшей из московских церквей 17 века и сравнивал ее колокольню с молодой невестой.
Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.
В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?
В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают
наземь
голуби,
как шелуха от семечек.
Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»


Судьба священника Андрея Савинова была трагичной. Ему не простили влияния на царя, обвинили в том, что он возвел церковь Григория Неокесарийского без патриаршего благословления, лишили сана и сослали в монастырь на Кожеозере. Закончили строительство храма через 12 лет после закладки первого камня. Но на освящении церкви 1 марта 1679 года не пришлось присутствовать тем, кто ее задумал: царь Алексей Михайлович уже умер, Андрей Савинов был в ссылке, где и окончил свой земной путь.


Каменному храму на Большой Полянке уже 350 лет, а изумрудные изразцы, которые украшают фасады, до сих пор не потеряли своего блеска и яркости красок. Затейливый растительный орнамент, который образуют изразцы, называется «Павлинье око» за сходство с глазком на павлиньих перьях. Изготовил эту красоту изразцовых дел мастер Степан Иванов. Правда, в историю он вошел под прозвищем Полубес, не совсем совместимым с православной верой – за талант, который не поддавался разумению современников. Изначально Степан делал изразцы для Новоиерусалимского монастыря, куда Патриарх Никон пригласил много белорусских мастеров. Они достигли высочайшего мастерства в изготовлении ценинных изразцов, в глазурь которых добавляли олово, по-немецки zinn. Такие изразцы были многоцветными и ценились выше зеленоватых муравленых, в глазурь которых добавлялся свинец. Степан Полубес после низложения патриарха Никона был отправлен в Оружейную палату Московского Кремля. Царь Алексей Михайлович, получивший в подарок от Степана несколько изразцов, назначил его украшать строящийся храм Григория Неокесарийского. Изготовив для храма 9 тысяч изразцов ценинного узорочья, Степан Полубес создал яркий контрастный и сочный фриз – настоящий райский сад, поражающий воображение даже три с половиной столетия спустя.


Названье «Неокесарийский»
Гончар по кличке «Полубес»
Прочёл как «Неба косари мы»
И ввёл подсолнух керосинный,
И синий фон, и лук серийный,
И рАзрыв-травы в изразец.


Шедевры Степана Полубеса украшают и другие московские и подмосковные храмы: Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря, Крутицкий терем в Москве, Успенский храм в Гончарах, храм Покрова Богородицы в Измайлово. С судьбой мастера связана очень грустная легенда. Полюбив чужую жену, Степан залез на украшенный им храм, оглядел собственное творение и сорвался на землю.


И, обняв оживший фриз,
белый весь,
С колокольни рухнул вниз
Полубес.

Затуманила слеза,
Соль веков,
Изумрудные глаза
Изразцов…


А знаковый красавец-храм так и стоит на узкой Большой Полянке. Говорят, что в 1812 году его красотой был очарован Наполеон, а французские солдаты поливали храм водой, спасая церковь от пожара. В 1930 году Моссовет вдруг заметил, что колокольня занимает весь тротуар и мешает движению пешеходов. Отстояли колокольню историки просто чудом: пробили в ней сквозной проход. Приходите – убедитесь сами. В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян последний настоятель храма протоиерей Борис Ивановский. Храм закрыли и отдали под различные заведения. Прекрасный пятиярусный иконостас 17 века сломали. Богослужения в храме возобновились только в 1994 году. По сохранившимся фрагментам восстановили настенные росписи.


В храме два чудотворных списка икон Божией Матери: Боголюбская и «Милостивая» Киккская. Чудотворный образ Киккской Богоматери находится в монастыре на Кипре. По преданию, он написан святым апостолом Лукой. Икона на Кипре уже несколько веков закрыта от людских глаз материей. Говорят, кто откроет икону и увидит лик, тот ослепнет, и такое уже случалось. В московском храме икона открыта. Киккский образ для храма Григория Неокесарийского написал Симон Ушаков в 1668 году. После закрытия храма икона уцелела и попала в Третьяковскую галерею. Храм вновь выделяется своей нарядностью и торжественностью, своим неповторимым убранством «Павлинье око». Только Москва за три с половиной века несколько подросла, и Кремль от храма святителя Григория Неокесарийского в наши дни не виден.

Москва, улица Большая Полянка, 29-А, Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах