Замечательный храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове я открыл для себя морозной питерской зимой.


Впрочем, в какой-то мере я знал этот храм и раньше, часто любовался им с Благовещенского моста, даже когда собор был скрыт за строительными лесами. Но как-то все не складывалось, не хватало еще одного дня, еще нескольких часов. И вот снова Санкт-Петербург, на улице -27, иду по набережной Лейтенанта Шмидта вдоль продуваемой ветром замершей Невы. На улице – никого, даже гостей города нет: очень холодно, да и храм стоит в некотором отдалении от привычных туристических маршрутов.


На ярком зимнем солнце купола собора блестят золотом и серебром. Нельзя не отметить необычное колористическое решение главного купола: посеребренный в основной части, он украшен позолоченным рельефным орнаментом. Мне сразу вспомнилось декоративное украшение купола Никольского Морского собора в Кронштадте. И не напрасно – строил эти два собора один и тот же зодчий: русский архитектор Василий Антонович Косяков. Получились уникальные храмы Санкт-Петербургской епархии, пережившие войны, годы разрушений и возрожденные в наше время.


Немного об истории Успенского храма. В 1721 года согласно указу Петра 1 на Васильевском острове началось строительство монастырских подворий. Многие отдаленные монастыри организовывали свои подворья в крупных городах для обеспечения нужд обители и приема паломников. В состав подворья входили жилые помещения, хозяйственные постройки и храм, монахов из монастыря присылали сюда жить в качестве послушания. Подворья в Санкт-Петербурге служили местом пребывания митрополитов, приезжавших на заседания Святейшего Синода.  Первоначально здание на углу набережной и 15-ой линии Васильевского острова приобрел у Нарышкиных Троице-Сергиев монастырь для обустройства своего подворья. Троицкое подворье располагалось на Васильевском острове до середины 18 века. Затем оно было перенесено на набережную Фонтанки рядом с Аничковым мостом, где находилось вплоть до разграбления и закрытия в 1923 году.


Вернемся на Васильевский остров. В 1766 году Екатерина II подписала указ о передаче зданий бывшего Троицкого подворья Псковской епархии. Доход подворья был небольшим, постройки ветшали, помещения сдавались в аренду мирским людям. В 1875 году старое подворье было продано Киево-Печерской Лавре. В Санкт-Петербург часто приезжал Киевский митрополит, но имущество, небольшой храм и митрополичьи покои подворья уже не соответствовали его статусу. Было решено большинство построек снести и выстроить заново новое подворье с красивым собором, который был бы виден издалека. Пять лет продолжалось строительство нового Киево-Печерского подворья по проекту Василия Косякова. Архитектор выдержал единство стиля и связал в гармоничное целое разнородные строения. К 1900-му году были возведены Успенский храм, двухэтажный дом с квартирой настоятеля и покоями митрополита, братские корпуса, конюшни, кладовые, был обустроен двор и два сада.

  
Каким же увидели собор прихожане в начале ХХ века? Уверен, таким же сказочно-красивым, каким его видим мы после полной реконструкции. Уже издалека начинаешь любоваться искусной кирпичной кладкой, мозаикой, изразцами. Желтый кирпич, разноцветная майолика, купола разного размера, все нарядно, но вместе с тем строго и солидно. Внутреннее пространство храма поражает. Открываешь высокую тяжелую четырехметровую дверь, проходишь притвор и застываешь в искусно расписанном огромном пространстве. Архитектор при строительстве применил систему пересекающихся арок пролетом 21 метр. Именно они поддерживают главный барабан, других опор нет. Стены и своды храма богато декорированы, расписаны с применением позолоты, фрески просто великолепны. Даже не верится, что они были многослойно закрашены масляной краской и на многих участках почти полностью утрачены.


Это произошло в тяжелый период истории подворья, мирная жизнь которого закончилась в 1917 году. К 1933 году большинство монахов и часть прихожан были арестованы и осуждены за контрреволюционную деятельность. Среди арестованных был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Кирилла. В январе 1935 года церковь была закрыта, имущество храма уничтожено, здание превращено в склад. В период блокады Ленинграда купол был выкрашен в зеленый цвет, там располагался наблюдательный пункт ПВО, в подвале – бомбоубежище.  В 1956 году в храме начали строить первый в городе крытый каток с искусственным льдом. Каток площадью 300 квадратных метров был оборудован в просторном церковном зале, на хорах сидели родители и смотрели тренировки. Фрески побелили и закрасили масляной краской. Этот каток стал первым для многих прославленных фигуристов, там тренировались пары Белоусова – Протопопов, Москвина - Мишин. Но лед и постоянная сырость были разрушительными для храма.


В 1991 году храм был возвращен Русской Православной церкви, его передали монастырю Оптина пустынь. Началась реконструкция собора, восстановление, даже более трудное, чем его возведение. Возродился уклад монашеской жизни Оптинского подворья в городе на Неве.


Если будете в Санкт-Петербурге, обязательно приходите на службу в храм Успения Пресвятой Богородицы. Почувствуйте умиротворение этого сокровенного места, восхититесь фресками и замечательной акустикой зала, послушайте восхитительные голоса мужского хора «Оптина пустынь», возрождающего традиции монастырского пения. И обязательно попробуйте монастырский хлеб, настоящий, такой, как в детстве.

Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, дом 27/2, подворье Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге