Есть места, которые покоряют тебя мгновенно. Но с Ярославлем любви с первого взгляда у меня не случилось.


Так уж сложилось, что за полтора десятка лет путешествий по стране я посетил много больших и малых волжских городов, но в одном из самых старых городов на Волге – Ярославле – не был. Все планировал, собирался, но поездки в последний момент откладывались. И наконец, долгожданная встреча. Первое впечатление: город оказался неожиданно большим. Не столица, конечно, но столица Золотого кольца, точно. На фоне сонного Переславля-Залесского или тихого Ростова Великого – просто огромный город. Как в старинной пословице: "Ярославль-городок - Москвы уголок". Стало понятно, что не смогу посмотреть и половины из запланированного за несколько дней. Столько храмов, старинных домов, впечатлений, что в голове все смешалось. А еще широкие дороги, узкие пешеходные зоны, обилие рекламы, проводов, припаркованных машин, туристов. Вернулся в Москву с ощущением, что невозможно объять необъятное.


А через несколько дней поймал себя на мысли, что очень хочу оказаться в Ярославле, неспешно погулять по бесконечной Волжской набережной, испытать восторг от вида на Волгу и вновь увидеть старинные соборы города. Особенно ярославские краснокирпичные храмы с изразцами, такие изящные и нарядные. Захотелось внимательнее рассмотреть изразцовые и кирпичные узоры, внутреннюю роспись и фрески Богоявленской церкви и церкви Иоанна Предтечи, полюбоваться на храм Николы Мокрого. Я понял, что Ярославль прочно овладел моим сердцем.


В 17 столетии при втором русском царе из династии Романовых Алексее Михайловиче Ярославль стал следующим после Москвы городом по величине и богатству. Через город проходили торговые пути, быстро развивались ремесла. В середине 17 века здесь было 1175 ремесленников, треть из которых занималась кожевенным делом. Ярославские купцы стали главными заказчиками городской архитектуры. После страшного пожара 1658 года, уничтожившего почти весь город, началось массовое каменное строительство. Богатые купцы старались превзойти друг друга и построить такие храмы, чтобы все ахнули. Церкви получались нарядными, отличались затейливыми формами и обилием декора в особом стиле, который получил название «русское узорочье».


Выполненная в стиле «русское узорочье» изящная церковь Богоявления встречает каждого въезжающего в город по московской дороге. Легкое высокое здание построено из большемерного красного кирпича и богато отделано многоцветными изразцами. Вот ведь причуды истории: она сохранила имя купца, пожертвовавшего деньги на возведение храма, но утратила имена талантливых зодчих, мастеров и живописцев. Богоявленская церковь была построена в конце 17 века на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова, торговавшего юфтью, дорогим сортом кожи. Зодчие создали первый в Ярославле бесстолпный храм, подчеркнув с помощью больших окон, колонок и кокошников вертикальный объем и стройность здания.


В декоре церкви присутствует характерное для Ярославля кирпичное узорочье: стены отделаны лекальным кирпичом, который изготовлен по особым рисункам дугообразной или усложненной формы, использована рельефная кладка. Пластическую выразительность фасаду придают более 40 образцов фигурного кирпича, который тесали вручную. Конструктивные особенности храма подчеркивает богатый изразцовый декор.


Изразец – декоративная плитка, которая крепилась к кирпичной кладке. Изготавливали изразцы из гончарных глин, покрывали глазурью, подвергали сушке и обжигу. По технологии различались изразцы нескольких видов: терракотовые – красные, поливные муравленые - покрытые зеленой глазурью цвета травы-муравы и многоцветные рельефные изделия. По легенде секрет поливной керамики ярославские купцы привезли из Средней Азии, куда ездили за товаром. Во второй половине 17 века Ярославль стал крупным центром керамического дела, продавал изразцы в другие города. В русском изразце присутствовали пять цветов: белый, желтый, красно-коричневый, синий и зеленый. В декоре Богоявленской церкви использованы изразцы с растительным орнаментом и с рисунком в виде цветочной розетки. Но вариации небольшого количества цветов и рисунков дают потрясающее многообразие изразцов. При взгляде на убранство храма Богоявления понимаешь, что это шедевр керамического искусства. Рассматривать его можно бесконечно.


Внутреннее убранство храма впечатляет и сегодня, спустя три века после его создания. Неизвестные мастера покрыли стены и свод сплошным ковром фресок. Росписи обусловлены посвящением храма празднику Богоявления Господня и подробно излагают евангельские события. Считается, что свод и стены расписывали разные артелями ярославских мастеров, свод, возможно, костромских. Исследователи отмечают наличие двух художественных манер. Есть предположение, что работали ярославские художники Плеханов и Игнатьев, похожие фрески их авторства есть в ярославской церкви Иоанна Предтечи и в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Какой же совершенной должна была быть техника росписи, чтобы фрески хорошо сохранились через 325 лет в летнем неотапливаемом храме.


Нам очень повезло, что храм не был разрушен до основания во время белогвардейского восстания в июле 1918 года, когда в городе шли настоящие бои. И что церковь не разобрали в 1929 году, считая, что она в очень плохои состоянии и якобы мешает дорожному движению. А в 1935 году церковь Богоявления признали выдающимся памятником русской архитектуры, но при этом через три года устроили там гараж и мастерскую. Но храм выдержал, и сегодня он – действующий православный храм и одновременно филиал Ярославского музея-заповедника. Я точно знаю, что обязательно еще не раз приеду в Ярославль. И буду дальше открывать дивное ярославское узорочье: невероятные орнаменты кирпичной кладки в причудливом обрамлении изразцов.


Храм Богоявления: Россия, г. Ярославль, площадь Богоявления, 12