Это село – место особенное: называется Остров, а вокруг не вода, а суша, и храм здесь совсем не сельский – царский.


Старинное царское село Остров, в котором стоит один из красивейших в Подмосковье древний храм Преображения Господня, словно затеряно во времени и пространстве. Об этом месте мало кто знает, хотя до Москвы чуть больше 10 км. Настоятель Преображенского храма иерей Илия Пиэсис говорит, что место это необычное, скрытое от посторонних глаз. Тут не бывает посторонних людей, которые просто проезжали мимо – сквозного проезда через село нет.


Село стоит на высоком берегу Москвы-реки. Раньше в весеннее половодье река выходила из берегов, и возвышенность превращалась в остров. Отсюда и название села. Правда, согласно другой версии, название не имеет водного происхождения. Охотники называют островом отдельно стоящий лес. Село Остров было местом великокняжеской и царской охоты, как и Лосиный Остров. А сегодня город подошел совсем близко: со смотровой площадки у храма видны Капотня, Лыткарино, Николо-Угрешский монастырь в городе Дзержинский. Как и село Коломенское, село Остров издавна являлось собственностью Московских великих князей и русских царей. Это было царское село, в котором на самом высоком месте возвели уникальный величественный храм Преображения Господня.


Летописи не содержат сведений о дате постройки и мастерах Преображенской церкви, история ее создания обросла множеством мифов и домыслов. Храм возводился с размахом, процесс строительства безумно дорогого сооружения не был стеснен материальными нуждами, и результат получился ошеломительным. Инициатором такого строительства мог быть только царь. Но какой именно? И по какому поводу был возведен такой грандиозный храм? Исследователи обычно относят постройку ко второй половине 16 века. В этот период и до окончания Смутного времени (когда храм был уже упомянут в летописи) на российском троне побывали три царя: Иван Грозный, его сын Федор Иоаннович и Борис Годунов. Возможно, заказчиком строительства был сам Иван Грозный? Однако, у этого предположения есть серьезные возражения. Остров, хоть и был казенным царским селом, но никогда не являлся царской резиденцией. Зачем в таком селе возводить огромный каменный храм? У Ивана Грозного было две резиденции: ближняя – в Коломенском и дальняя – в Александровой Слободе. В Коломенском стояла построенная отцом Грозного выдающаяся шатровая церковь Вознесения. Иван Грозный, безусловно, бывал в Острове: летопись описывает, как он принимал там псковичей и жег им бороды. Но заводить вторую подмосковную вотчину в Острове ни Ивану Грозному, ни его сыну не было никакой нужды, да и накладно это было. Другое дело – Борис Годунов. У него были все основания быть заинтересованным в создании своей ближней подмосковной резиденции. В пользу версии строительства Преображенского храма Борисом Годуновым говорит и то, что унаследованный Романовыми храм в Острове никогда не был любимым у царской семьи и не поддерживался средствами из Казенного приказа. Итак, вполне вероятно, что храм села Остров – главный памятник годуновской эпохи, монументальный символ величия, строившийся на века.


Удивительную красоту сотворили неизвестные мастера. Преображенская церковь выстроена вне всяких традиций и какой-то определенной школы. Основной зодчий храма, вероятно, был иностранцем. Под его руководством работали русские мастера: псковские или новгородские. В архитектуре сооружения переплетены три стиля: готический, псковский (в формах приделов и алтаря) и московский (шатер и кокошники). Храм уникальный, настоящий архитектурный шедевр. Таких храмов – шатровых, полностью возведенных из белого камня, в Москве и вокруг нее остались единицы. Шатровый стиль исчез в середине 17 века, запрещенный в строительстве патриархом Никоном. А дешевый и доступный кирпич вытеснил трудный в обработке камень.

 
Если смотреть на храм с восточной стороны с берега Москвы-реки, то кажется, что перед тобой икона Преображения Господня. Архитектурная икона. Помните: в конце пути земной жизни Иисус Христос, взяв трех ближайших учеников – апостолов Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору Фавор. На вершине Господь преобразился, являя Свою Божественную славу: одежды стали ослепительно белыми, лицо просияло. Господу предстали два небожителя: ветхозаветные пророки Илия и Моисей. Идея Преображения легла в основу храма, поставленного на высоком холме. В центре – белоснежный шатер с барабаном, главой и большим крестом. Шатер олицетворяет собой Христа, он окружен двенадцатью главками, символизирующими 12 апостолов. Три апсиды алтарей – как три упавших ниц ученика Христа. Над ними стоят два пророка – барабаны с главками и крестами северного и южного приделов. И весь храм – как образ божественного преображения земного тела Христа.


Вплоть до петровских времен село Остров оставалось казенным. Но когда столица переместилась в Петербург, постепенно сюда пришло запустение. Второе дыхание село обретает в 18 столетии при Екатерине II. Она взошла на престол благодаря поддержке братьев Орловых. В 1765 году императрица подарила село Остров среднему из пяти братьев – Алексею Григорьевичу Орлову. К нему пришла настоящая слава после разгрома турецкой эскадры в Чесменской битве, но граф мечтал о другом – о разведении лошадей. В результате Чесменской победы русского флота Орлов, как главнокомандующий, вел мирные переговоры с Турцией и при помощи турецкого правительства получил трофейных коней и закупил 30 арабских жеребцов и 10 кобыл. Среди жеребцов особенной красотой и статью выделялся светло-серый скакун Сметанка. И стоил баснословно дорого – 60 тысяч рублей серебром. Граф задался целью вывести новую породу, скрещивая арабских, датских и голландских лошадей.


Село Остров, окруженное обширными полями, весьма подходило для коневодства. Орлов обустроил здесь усадьбу с графским домом, садом и большим конным заводом. Однако часть скакунов, не приспособленных к закрытому помещению, погибали. Тогда граф перевез коней из Острова в имение Хреновское Воронежской губернии. Там и родился первый орловский рысак – внук Сметанки серый в яблоках жеребец Барс. У графа все получилось – он вывел свою знаменитую породу лошадей «орловскую рысистую». В 1807 году граф умер и был похоронен в селе Остров. После смерти Орлова его наследницей стала единственная дочь Анна Алексеевна. Она не слишком интересовалась главным детищем графа – рысаками, но свое обещание, данное отцу, выполнила и 25 лет не продавала скакунов. Много средств графиня Орлова тратила на благотворительность, помогала бедным монастырям. Анна Алексеевна решила благоустроить и храм в Острове, пристроила к нему колокольню. Колокольня в псевдоготическом стиле, выполненная из красного кирпича, закрыла храм с запада и получилась весьма спорной. Но, что есть, то есть. Рассматривайте храм с востока в его истинном благолепии. В 1837 году закончилась история дворянского гнезда Орловых в Острове: графиня продала имение в казну.


А теперь о трагической странице рода: Анна Алексеевна очень хотела собрать вместе останки всех братьев Орловых. В результате прах трех из них: Григория, Алексея и Федора пришлось перезахоронить четыре раза. Наконец все пятеро братьев Орловых упокоились в родовой семейной усыпальнице в подмосковной усадьбе «Отрада-Семеновское». В 1924 году осенней ночью к усыпальнице подошли неизвестные в кожанках, вскрыли склеп и вынесли из него медные гробы. Затем эти вандалы развели костер и сожгли на нем прах Орловых, их жен, детей и внуков – всего 20 человек. Преображенский храм в Острове был закрыт в 1930-х годах, иконостас и внутреннее убранство погибли. Несколько десятилетий храм стоял пустой и постепенно разрушался. Интерес к нему появился лишь в 1960-е годы, начались неспешные реставрационные работы, которые до сих пор не закончены. С 1990 года в храме регулярно проводятся богослужения.


От усадьбы Орловых остались лишь 300-летние липы и древний храм. Зато какой храм: 40 метров в высоту, смотреть – не насмотреться, дышать – не надышаться! Кокошники, а их более 200, устремляются к небу, ряд за рядом, и самый верхний ярус – как корона. На шатре кокошники стрельчатые, ниже – полукруглые. И зачем только мастер задумал такие разные формы 4 с половиной века назад? А круглые окна-розетки на боковых приделах, похожие на раковины – отголоски готического стиля. Такие можно только из камня вырезать, из кирпича не сложишь. Невероятная стройность и многочисленные детали разного стиля придают храму изумительно сказочный вид. Внутри храм должен быть совсем небольшим – он был предназначен для одной семьи – царской. Однако объем устремленного ввысь шатра ошеломляет. И взгляд, и звук летят высоко-высоко, акустика потрясающая. А еще существует легенда, что в холме, на котором стоит храм, спрятана библиотека Ивана Грозного.


Не так много у нас осталось архитектурных шедевров 16 века. И храм Преображения Господня, безусловно, один из них. Наряду с храмом Вознесения в Коломенском и собором Василия Блаженного в Москве. Только пока не такой знаменитый. Обязательно приезжайте в Остров. Пока здесь еще не ходят толпы туристов. Пока еще город не захватил Остров бесповоротно и окончательно. Насладитесь тишиной и спокойствием, подумайте о вечном. Меняйтесь, возрастайте, преображайтесь.

Московская область, Ленинский район, Сельское поселение Молоковское, село Остров.