Этот старый сельский храм сумел пережить две эпохи: созидания и разрушения. С Божией помощью начинается новая эпоха: восстановления.


Уже лет двадцать при первой же возможности приезжаю в Боровск. Древний город в Калужской области, небольшой, не слишком туристический, но потрясающе красивый. Почти семь веков горделиво стоит в единении с природой: Протва, петляющая вокруг холмов, густой сосной бор вокруг. Своя особая атмосфера городского пейзажа: старые храмы и современные фрески на домах.


Воскресным февральским днем я решил побывать в небольших сельских храмах рядом с Боровском. Много лет, проезжая мимо, видел их полуразрушенными, с прогнившими сводами, без куполов. Теперь же все храмы были отреставрированы, все благоукрашены и все без исключения в то воскресение были закрыты. В отчетах о путешествиях мне часто встречается фраза: нам повезло, храм был открыт. Возможно, мне не повезло… Насладился внешним осмотром, полюбовался на блестящие на ярком февральском солнце купола и отправился дальше. Заключительным пунктом на моем пути было Село Уваровское, расположенное в пригороде Боровска около оживленной трассы Боровск – Малоярославец.


Высокий храм был виден сразу после поворота на село. Правда, пропорции строения разобрать трудно – все скрыто строительными лесами. Но леса – это хорошо, значит храм живой. Вдоль большого пруда, который выглядел как заснеженное поле, доехал почти до храма. А дальше шла дорога, превратившаяся из-за перепадов температур в сплошной лед! После минутной слабости: «Все равно ведь закрыто!» – стал преодолевать заледеневший участок, как говориться, с боем. Шаг, еще шаг, и наконец – вход, первая дверь, за ней вторая, а за ней… За ней шла служба. В совсем маленьком, будто домашнем храме, возвышенно звучали слова молитвы:

Радуйся, приятное молитвы кадило;
Радуйся, всего мира очищение.


Молитву батюшки сопровождал тихий удивительно молодой голос старенькой певчей. На службе был еще один прихожанин, который уже несколько лет восстанавливает храм. Внутри храм выглядел непривычно. Расположенные вдоль стен деревянные строительные балки визуально изменяли внутреннее пространство небольшого храма. Они делали его еще меньше, но поднимали пространство вверх, подчеркивая вертикальные линии. Однако казалось, что в храме светло и просторно. Узкие пыльные полоски солнечного света пробивались из окна, потрескивали дрова в печке-буржуйке, в храме стоял смолистый аромат дерева и едва уловимый запах свечей. Было чувство, что я прикоснулся к давно ушедшим временам и в одно мгновение перенесся века на три назад. В то время, когда была построена церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм.


Село Уваровка – старинное село. Оно стоит по обеим берегам ручья Уваровка, притока Городенки – короткой речки, которая впадает в Лужу, а затем в Протву. На берегу ручья найдены остатки селища - поселения 16 века: позднесредневековая керамика, железный нож. Село названо Уваровка, скорее всего, по имени его первых владельцев Уваровых – потомков татар, перешедших на службу русским князьям и пожалованных поместьями. В 17 веке селом владела Анна Леонтьевна Нарышкина – бабушка Петра I. Уже в это время в селе стояла деревянная Одигитриевская церковь. К концу 17 века она пришла в крайнюю ветхость. Кирпичный Введенский храм был построен на средства следующего владельца Уваровского – рязанского воеводы Матвея Федоровича Философова. Строительство нового храма началось в 1701 году. Старую деревянную церковь разобрали, а подходящий материал использовали при строительстве церкви Преображения Спаса в Боровске.


Сооружение церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Уваровском пришлось на период подъема сельского каменного храмового строительства конца 17 – начала 18 веков. В этот период в Калужской губернии возвели около 60-ти храмов в сельских вотчинных усадьбах. Введенская церковь была построена по традиционной в то время схеме: композиция основного объема «восьмерик на четверике» с повторяющимся набором белокаменных декоративных элементов. На одной оси с храмом располагались трапезная и колокольня. В середине 18 века храм стал часть дворянской усадьбы: деревянные господский дом, сад и каскад прудов на ручье Уваровка.


Дочь Философова Пелагея Матвеевна вышла замуж за московского дворянина Постникова, и усадьба перешла к Постниковым. Внук Постникова Степан Иванович и внучка Александра Ивановна владели Уваровским в конце 18 века. Тогда в селе было 42 двора и почти 500 крестьян. Александра Ивановна вступила в брак с генерал-майором Репнинским, и к началу войны с Наполеоном селом владели их сыновья: Степан, Сергей и Федор Яковлевич. Степан и Сергей стали героями Отечественной войны 1812 года, их портреты находятся в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. Сергей Яковлевич после ухода с военной службы отправился в родовое имение Уваровское. Он умер здесь в возрасте 43 лет и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.


Боровский край не раз принимал на себя удары врагов земли Русской. Село Уваровское, стоявшее на древней дороге Боровск-Малоярославец, много раз подвергалось разорению. И каждое событие в жизни села находило свое отражение в жизни храма. В Смутное время была разрушена, а затем восстановлена деревянная Одигитриевская церковь. В 1812 году Уваровское дважды лежало на пути Наполеоновской армии. Наполеон останавливался на ночлег в Боровске. А в усадьбе Уваровского провел ночь принц Эжен Богарне – вице-король Италии, пасынок Наполеона, командовавший корпусом французской армии. После его ухода село было сожжено, каменный Введенский храм разграблен, иконостас сожжен, церковное имущество расхищено.


Во Введенском храме как реликвия хранилась икона Богоматери, наполовину сгоревшая в те дни. В 1930 году храм был закрыт и далее использовался как склад. Великая Отечественная война также не обошла стороной Уваровское. С середины октября 1941 года до 1 января 1942 года село было оккупировано фашистами. Снаряд попал во Введенскую церковь и разрушил купол. А после войны храм продолжило разрушать время и людское равнодушие: церковь уже местные жители, а не враги страны, стали постепенно разбирать по кирпичику. Трапезную палату и колокольню сохранить не удалось.


Усадьба Уваровское исчезла почти бесследно, растворилась во времени. Остались храм, следы старинного парка и пруды. Стены Введенского храма, которые видели судьбы многих поколений, стали стремительно разрушаться. Когда смотришь на фотографии руин храма, сделанные еще несколько лет назад, кажется, что он был обречен на гибель. Но после долгих лет запустения веками намоленное место начало возрождаться. По Благословению митрополита Калужского и Боровского Климента идет реконструкция храма, возобновляется духовная жизнь.


Будете в Боровске – приезжайте в село Уваровское. Прикоснитесь к еще одной странице истории древней Калужской земли. Погуляйте по селу вдоль старинных прудов. Найдите время для молитвы в храме. Посетите молебен или акафист во Введенской церкви (их проводит настоятель иерей Евгений Кузнецов каждую субботу и воскресенье в 14.00). Поговорите с молодым, но не по возрасту мудрым настоятелем храма. Полюбуйтесь дивными домашними иконостасами, которые мастерит восстанавливающий храм Андрей Федорович. Подружитесь с верным охранником прихрамовой территории – собакой Мотей. Внесите малую лепту в трудное богоугодное дело по восстановлению храма: молитвами, делами по своим возможностям и способностям.

Радуйся, Божие к смертным благоволение;
Радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Калужская область, Боровский район, село Уваровское, церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм