Дорога от Боровска до села Совьяки на машине занимает несколько минут.
Позади город и роскошный сосновый бор. Слева ровный природный ландшафт долины Протвы. Река вдалеке наматывает петли, то приближаясь, то удаляясь от дороги. На высоком берегу за рекой взгляд цепляет вертикальную доминанту – стройный силуэт храма Михаила Архангела в Красном.
В Совьяках трасса делает крутой поворот, и справа на холме возникает храм. Впервые я увидел его в начале 2000-х: еще без купола и креста, но кирпичные стены были практически целы, уже не руины. Подумал, как хорошо выбрали место для храма: пологий холм, а за ним овраг с узенькой речушкой Воронкой, впадающей в Протву. Однако, даже с учетом высоты холма храм без купола казался довольно приземистым. Так хотелось, чтобы храм предстал в своем первозданном виде. И чудо произошло! В очередную поездку я не скрывал своей радости от встречи с обновленным храмом. Он предстал удивительно изящным, легким, парящим над холмом.
Позднее я узнал, что церковь была освящена в часть Варвары Великомученицы. Не самое распространенное посвящение для провинциального храма. Почему именно такое? И кто построил эту церковь? Совьяки (в прошлом Савьяки) были владельческим селом, т. е. находились в частном владении. В 1880 году там было 36 дворов и 5 веревочных мастерских. В 17 веке документы упоминают о существовании церковной земли святого мученика Георгия в районе села. Но, судя по всему, земля была пустая, храма здесь не было много лет. Землей в те годы владел окольничий Иван Головин. В 1711 году вдова Головина Варвара Петровна решает возвести «в Боровском уезде на пустовой церковной земле святого мученика Георгия» церковь в честь своей небесной покровительницы святой мученицы Варвары. Еще в середине 18 века Варваринская церковь была деревянной. Современное здание храма начали строить 100 лет спустя – в 1811 году. В это время по всей России заменяли деревянные церкви на каменные по распоряжению церковных властей. Возведение храма прервала Отечественная война 1812 года.
Летом и осенью 1812 года Боровский и Верейский уезды стали частью театра военных действий. В середине октября французские войска во главе с Наполеоном покинули Москву, увозя обозы с похищенными ценностями и более 500 единиц артиллерии. Холодный, а по ночам ледяной дождь сделал дороги непроходимыми, начался падеж лошадей. Неприятель шел по старому Боровскому тракту, на котором и стояло село Совьяки.
По пути французским войскам приходилось преодолевать много водных преград с узкими мостами. В этих неудобных местах приходилось оставлять и топить тяжелые пушки и награбленное добро. Боровский краевед сообщает о находке в середине 1930-х годов, когда производилась отсыпка полотна дороги у храма в Совьяках в том месте, где Воронка впадает в Протву. Рабочие обнаружили в раскопе три старых бронзовых гаубицы. К сожалению, их не передали в музей, а распилили на кольца местные умельцы. Говорят, что до сих пор в этих краях на дне Протвы можно найти старинное чугунное ядро.
Вернемся к истории строительства Варваринского храма. Во всех документах указано, что церковь начали строить по указу действительного тайного советника Юшкова. Какое отношение он имел к владениям Головиных? Среди наследниц Варвары Головиной была ее внучка Анастасия Петровна. Она вышла замуж за московского оберполицмейстера Ивана Ивановича Юшкова. Нет, не подумайте, что именно этот Юшков возвел храм в селе. Совьяки. Он был весьма богатым человеком и построил знаменитый дом с угловой ротондой на Мясницкой улице в Москве. Сейчас там обитает Московская академия живописи, ваяния и зодчества. Этот дом по проекту Василия Баженова, как и все состояние отца, унаследовал единственный сын Юшковых Петр. Вот он-то как раз и построил каменный храм в поместье своей матери. Анастасия Петровна умерла в 1807 году, но, возможно, она оставила завещание или устную просьбу обновить Варваринскую церковь в Совьяках. Петр жил на широкую ногу и в итоге разорился, но строительство церкви сумел завершить в 1817 году.
После революции службы в храме продолжались до 1938 года. Последние пять лет настоятелем служил иеромонах Иоасаф (Марченко). В те годы многие священники были отправлены в лагеря или расстреляны, поэтому отец Иоасаф окормлял еще и приход Покровской церкви в селе Высокое. 8 километров между селами священник преодолевал пешком. Жил отец Иоасаф в небольшом домике на кладбище в Совьяках, а когда власти его отобрали, перебрался на второй этаж церкви над притвором. Когда к священнику пришли, чтобы арестовать, конфисковывать у него было нечего. Иеромонах Иоасаф (Марченко) был расстрелян на Бутовском полигоне. Реабилитирован в 1989 году. На кладбище в Совьяках стоит крест с надписью, что здесь должен был быть упокоен последний священник храма отец Иоасаф.
В октябре 1941 года село захватили гитлеровцы, и оно заходилось под оккупацией до января 1942. Село находилось на старой Боровской дороге и хорошо подходило для организации укрепленного пункта. Расположившаяся здесь вражеская минометная батарея нередко обстреливала Боровск. Бои за освобождение села начались 5 января и продолжались 9 дней, погибли более 80 солдат и офицеров. В колокольню Варваринской церкви попал снаряд, и она была разрушена.
После войны председатель колхоза отдал приказ разобрать храм на кирпичи. Особо усердный местный житель завел трактор, накинул трос на купол и скинул на землю. По иронии судьбы через много лет первую панихиду в восстановленном храме отслужат именно по этому трактористу. В начале 1990-х годов в судьбе практически разрушенного храма приняла участие семья москвичей Шевелевых. Они получили благословение на восстановление храма и возрождение прихода от духовника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря отца Власия и стали собирать средства. К этому времени от былого величия Варваринской церкви остались лишь три стены и небо вместо купола. Много неравнодушных людей стали помогать храму своим трудом и средствами.
Все вернулось на круги своя через 60 лет после закрытия церкви. Восстановленный храм получился красивым и светлым. Он поднялся практически из руин. Стоит на холме и смотрит на село, поля, Протву и храм Архангела Михаила в Красном за рекой. И вспоминает, что еще полтора века назад село славилось большими урожаями капусты в пойме Протвы. А еще крепкими веревками, которые вили почти на каждом дворе в сараях-витнях. Возможно, от них и пошло такое звучное и меткое имя: Са-вья-ки!
Калужская область, Боровский район, сельское поселение Совьяки.
Добавить комментарий: