Экскурсоводы в Боровске любят задавать вопрос: «Вы знаете, куда везут боярыню Морозову на картине Сурикова?» В Боровск – отвечают туристы.


Нет, боярыню везут не в Боровск. Точнее, не сразу в Боровск. На картине изображено событие 29 ноября 1671 года, когда боярыню Морозову увозят на допрос в Чудов монастырь. Это был первый этап пути в заключение, которое закончилось именно в Боровске. Начиналась новая эпоха – эпоха раскола.


В середине 17 века патриарх Никон в ответ на желания царя Алексея Михайловича Романова решил унифицировать православные обряды по греческому образцу. Были внесены изменения в богослужебные книги и обряды: он сократил богослужения, велел креститься не двумя, а тремя перстами, отменил земные поклоны и т.д. Церковная реформа, которую патриарх Никон осуществлял весьма жесткими методами, расколола население России на два лагеря. Защитников старой веры объявили раскольниками, их подвергали пыткам и казнили. В отдельных уездах староверы устраивали гари – массовые самосожжения. Братия Соловецкого монастыря отказалась принять нововведения и подняла восстание. Его подавление и осада острова продолжались 8 лет, пока не нашелся среди восставших предатель. После взятия обители большая часть насельников была казнена.  Провинциальный Боровск волею судеб на долгое время стал старообрядческим центром. На жизнь Боровска оказали огромное влияние две центральных фигуры раскола: протопоп Аввакум и боярыня Морозова.


Это может показаться непривычным, но в имени Аввакум ударение следует делать на втором «а». Сам протопоп в своих посланиях ставил ударение именно так. Для старообрядцев Аввакум – человек-крепость, символ стойкости в вере и мужества. Ярый противник церковной реформы Аввакум дважды находился в заточении в Пафнутьев-Боровском монастыре – «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала». В написанной им автобиографии «Житие протопопа Аввакума» он называл Боровск своим отечеством, вспоминая об участливом отношении местных жителей. 15 лет расстриженный Аввакум провел в земляной яме в Пустозерске. А это вечная мерзлота, темнота и почти полное отсутствие еды. Остается загадкой, как в этих условиях он сумел написать знаменитое «Житие», полное сочной народной речи, которое можно читать с упоением. В 1682 году Аввакума сожгли живьем в смоляном срубе. 


Пустозерск – первый русский город в Арктике, который в 16-18 веках был центром Печорского края. Со временем город начал постепенно умирать, превратился в слободу, далее в село, и был окончательно покинут жителями в 1960-х годах. На предполагаемом месте казни Аввакума стоит старообрядческий крест с навершием – двумя перекладинами, образующими крышу. Но если добраться в те края могут лишь немногие энтузиасты, то приехать в Боровск не составит труда никому. В 2020 году впервые в истории Россия отметила юбилей старообрядческого протопопа Аввакума. К 400-летию со дня его рождения в Боровске был открыт памятник Аввакуму. Протопоп изображен в протоиерейском облачении, в котором он был во время служения в Казанском соборе на Красной площади. В левой руке свиток: «Стойте Господа ради в вере твердо и не предавайте благоверие отец ваших». Красный и черный гранит на постаменте – как символ раскола Русской Церкви в 17 веке.


В Боровске закончили свои земные труды боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Неизвестно, когда боярыня познакомилась с протопопом Аввакумом, но общаясь с ним, стала главным женским лицом раскола. Феодосия Морозова – не просто знатная боярыня, она была из самого ближнего царского круга. То, что она открыто приняла сторону старообрядцев, сделало ее заклятым врагом верховной власти. Феодосию долго пытались образумить, даже предлагали смириться формально, для видимости. Однако женщина сделала свой выбор и пожертвовала всем: положением, богатством и даже единственным сыном. Земляная яма-тюрьма в Боровске стала последним прибежищем опальной боярыни. В Боровский острог ее отправили вместе с сестрой княгиней Евдокией Урусовой. Публичной казни царь Алексей Михайлович опасался. Сестры приняли мучительную и страшную смерь в земляной яме: их уморили голодом.  Феодосия пережила сестру на два месяца. Говорят, что умирая, она просила охранявшего ее стрельца дать ей хотя-бы калачик, хотя-бы яблочко или огурчик. На картине Сурикова боярыня выглядит старухой, но в момент гибели ей было 43 года. 


Похоронили сестер на Боровском городище, и их могила стала местом паломничества староверов. Они не раз предлагали установить часовню во имя святых мучениц, но им непременно отказывали. Не разрешили и в 1912 году, а затем помешали первая мировая война и революция. В 1936 году могилу вскрыли, дальнейшая судьба останков неизвестна. Говорят, что их перезахоронили два старовера, которые поклялись унести свою тайну в могилу. В 2005 году на Боровском городище возвели часовню во имя святых мучениц. Это единственная современная культовая постройка в городе. А староверы ждут обретения Святых мощей.


Государство несколько веков старалось урезать старообрядцев в правах. При Петре I власть жестоко преследовала староверов. До 1764 года им запрещалось приписываться в городское сословие и быть купцами. Спустя век после начала раскола Екатерина II ослабила давление, прекратила судебное преследование старообрядцев и разрешила им вступать в купеческое сословие. Николай I вновь ужесточил политику и издал несколько репрессивных указов по отношению к староверам. 


Ярким примером социальной дискриминации старообрядцев стал крупный пожар в Боровске в мае 1857 года, когда пострадала вся центральная часть города. Обгорела и лишилась главки и колокольни Спасо-Преображенская церковь на Торговой площади. Лес за рекой загорался 20 раз, и его постоянно тушили. Огонь уничтожил 200 лавок. Калужский губернатор прислал средства для помощи пострадавшим, но указал, что пособие может быть выдано только православным и единоверцам на том основании, что раскольники по собственной воле отделились от церкви и лишили себя прав на участие власти. Комитет по оказанию помощи составил список из 130 сгоревших домовладений. Средства получила лишь половина нуждающихся. Государственные отчетные деньги раздавались по ведомости: напротив 39 фамилий домовладельцев стоит «по расколу не выдано». Еще 26 домовладельцев отмечены как отказавшиеся от помощи. Это были купцы-староверы, которые понимали, что все равно попадают под графу «раскольники». На их плечи в основном и легко восстановление города. Присланных денег было явно мало, и Городской глава Боровска обратился к соотечественникам с просьбой о помощи погорельцам. Активно откликнулись боровские купцы, которые просили раздать собранные средства пострадавшим от пожара бедным жителям без различия православных и раскольников.


В 1859 году в Боровске проживали 6101 старообрядцев и 3601 православных. Промышленные предприятия и торговлю возглавляли купцы-старообрядцы, среди них Полежаевы, Санины, Шокины, усадьбы которых до сих пор сохранились в городе. Все муниципальное управление было в руках старообрядчества. Даже в 1890-х годах оно пропускало в городскую думу только своих кандидатов. Купцы-старообрядцы составляли основу экономики Боровска. К кому идти, если нужна благотворительность на социальные нужды? – к старообрядцам. 


В 1905 году на Пасху вышел Указ «Об укреплении начал веротерпимости», по которому старообрядцы получили равные права со всеми гражданами, могли учреждать новые приходы и строить храмы. На этом месте обычно пишут, что наступил «серебряный век» для русского староверия. Хотя, какой там век – чуть более десяти лет. Старообрядцы торопились осуществить планы, которые вынашивали несколько столетий. За считанные годы в Российской империи было возведено более 15 тысяч старообрядческих храмов. И три из них в Боровске. Первым был построен храм во имя Всех Святых на Успенской улице (ныне улица Ленина). Затем на улице Нижней (сейчас улица Циолковского). Этот храм был закрыт в 1930-х и использовался как зернохранилище и инкубаторная станция до 1990 года. В наши дни здесь действующая старообрядческая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.  


В 1909 году начали возводить грандиозный пятикупольный собор с колокольней – самый большой храм в Боровске. Самый оригинальный и неординарный для того времени проект выбрали представители-старообрядцы. В 1912 году состоялось освящение Покровского Собора. Построен он в наиболее приемлемом для старообрядцев неорусском стиле, основанном на образцах зодчества дораскольной Руси. Возведенный на высоком берегу Протвы, монументальный собор был виден из разных точек города, причем издалека казался еще величественнее. Полностью закончить внутреннюю отделку огромного пространства, рассчитанного на тысячу человек, не успели из-за трагических событий в стране. С приходом новой власти в 1917 году все изменилось – антирелигиозная политика как катком проехала по всем: и по Русской Православной Церкви, и по старообрядчеству. За годы советской власти Боровск потерял 6 храмов.


Покровский собор закрыли в 1928 году. Он стал частью автотранспортного предприятия, в храме размещался гараж и склад автозапчастей. Диспетчерская предприятия полностью закрывала собор со стороны улицы. В 1998 году храм вернули верующим, но он долгие годы стоял за забором в весьма плачевном состоянии. В одну из поездок в Боровск я попал внутрь собора. Огромное пространство выглядело мрачным и запущенным. За последние годы ситуация изменилась. Город сумел освободить территорию вокруг храма от случайных построек, началась масштабная реконструкция.


На фотографиях видно, что перед собором стоит небольшая беседка с причудливой ажурной отделкой. Горожане называют ее «блуждающей». Вполне современное строение выглядит как дореволюционное. В начале 2000-х тогдашний мэр Боровска боролся с первыми настенными фресками Овчинникова, зато установил беседку. Первоначально она стояла на главной площади, а когда градоначальник ушел в отставку, беседку стали переносить с места на место, пока не отдали староверам. Староверы пристроили беседку перед Покровским собором.  
История Боровского старообрядчества продолжается.