Я много раз проходил и проезжал по одной из центральных улиц Москвы – Петровке: мимо Большого театра, ЦУМа, Петровского Пассажа, мимо здания на Петровке 38, но монастыря там как будто не замечал.


Конечно, я видел внушительное старинное здание из красного кирпича и надвратную церковь, но не подозревал, что за ними скрывается огромный монастырский ансамбль. Место из другой исторической эпохи, место, вокруг которой формировалась российская государственность, место, откуда была построена одна из первых дорог в Кремль, ставшая впоследствии улицей Петровка.


Соседки по коммунальной квартире моего детства, старенькие коренные москвички, называли московские улицы, как во времена своей молодости: Маросейка, Лубянка, Ильинка, Тверская, Мясницкая. Среди этих незнакомых мне тогда топонимов встречались и привычные – Сретенка, Петровка. В наши дни московские улицы вернули свои исконные имена, а Петровка никогда и не теряла своего названия. Странно, почему безбожники сохранили имя «Петровка», ведь улица была так названа по расположенному на ней Высоко-Петровскому монастырю.


700 лет назад на высоком берегу реки Неглинной стояло село Высоцкое (Высокое). В те времена река Неглинная еще не была спрятана в трубу, а Москва еще не была большим городом и столицей. В лесу рядом с Высоким в начале XIV века первый митрополит Москвы святитель Петр основал монастырь. Вначале он именовался Петропавловским. Позднее по месту возникновения и имени создателя монастырь стал называться Высоко-Петровским. А просека в лесу, соединявшая Кремль с монастырем, стала улицей Петровкой. Митрополит Петр сыграл немалую роль в начале возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель. Святитель Петр перенес кафедру русских митрополитов из Киева во Владимир, а затем – в Москву.


Самым древним сооружением, сохранившимся на территории монастыря, является храм святителя Петра, возведенный в 1514 году итальянским архитектором Алоизио Ламберти. Зодчего пригласил в Москву Иван III для строительства храма в Кремле. Путь из Венеции в Московию был не таким быстрым и простым, как сегодня. Алоизио отправился в Москву в 1500-м году, а добрался до нее лишь через 4 года после выезда из Италии. По пути он более чем на год застрял при дворе крымского хана Менгли-Гирея, который добровольно-принудительно привлек архитектора к строительству дворца в Бахчисарае.

  
После настоятельных требований Ивана III архитектор и его спутники были отпущены ханом. С рекомендательным письмом, в котором Алоизио назван великим мастером. В Москве зодчего стали называть Алевизом Фрязиным (в то время на Руси всех венецианцов, а позже и итальянцев, называли фрязиными). Алевиз построил более 10 храмов в Москве, в том числе Архангельский собор в Кремле и собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. Этот собор весьма редкий по архитектурной форме: центрический многолепестковый храм. В основании храма лежит не квадрат (и не прямоугольник), его составляет наложение нескольких полукружий.

 
История Высоко-Петровского монастыря тесно связана с именем еще одного Петра – юного царя Петра I. Именно он обустроил монастырь в камне таким, каким мы его видим сегодня. К южным стенам монастыря примыкала усадьба бояр Нарышкиных. Здесь выросла мать будущего императора Наталья Кирилловна и ее братья. Семья Нарышкиных, а в последствии и юный Петр, постоянно посещала монастырь для моления и жертвовала на него немалые средства.  Уже просто фактом своего рождения Петр I увеличил вдвое территорию обители. Дед Петра I, Кирилл Нарышкин, радуясь рождению внука, подарил свою усадьбу Петровскому монастырю. Да и имя родившийся младенец, впервые в истории царской династии, получил в честь митрополита Петра. В Высоко-Петровском монастыре похоронили братьев царицы Натальи Ивана и Афанасия, жестоко замученных и убитых стрельцами. Сам же Петр во время стрелецких бунтов укрывался в Троице-Сергиевом монастыре.


После вступления на трон юный царь решил благоустроить Петровскую обитель. В благодарность за спасение Петр почти одновременно возводит два храма во имя преподобного Сергия Радонежского: трапезную церковь в Троице-Сергиевом монастыре и Сергиевский храм в Высоко-Петровском монастыре. Оба храма необычайно красивы и практически повторяют друг друга. С крыльца Сергиевского храма Петр I наблюдал за монастырскими крестными ходами. Сегодня в храме находится чтимая ростовая икона митрополита Петра с частицей его святых мощей. Невидимая духовная связь двух Петров через столетия.


Высоко-Петровский монастырь –  первый и единственный большой архитектурный комплекс, возведённый Петром I в Москве.  В короткие сроки были построены братские кельи, переходы, галерея, колокольня, стены вокруг обители. Монастырь в те времена был обращен на запад, к реке Неглинке. Петр задумал обратить монастырь в сторону улицы Петровки, сделав там главный вход. С Петровки были сооружены Святые ворота в два яруса в память о двух убиенных дядьях Иване и Афанасии Нарышкиных. Завершилось строительство Боголюбского храма над их могилами. Этот храм стал усыпальницей рода Нарышкиных, где было сделано около тридцати погребений членов семьи. На месте, где находилась усадьба Нарышкиных, были возведены нарядные Нарышкинские палаты из красного кирпича, выходящие на улицу Петровку. Все эти строения определили облик монастыря в стиле московского или нарышкинского барокко.


Монастырь дважды за свою историю был разорен и разграблен. В 1812 году здесь устроил резиденцию французский маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы. На постой встала тысяча французских кавалеристов. Храм Сергия Радонежского превратили в конюшню, а Боголюбскую церковь – в скотобойню, забив крюки для туш прямо в иконостас. Маршал Мортье приговаривал москвичей к смертной казни за подозрение в поджогах города. Приговоренных расстреливали у монастырских стен и хоронили в братских могилах около колокольни.


А через сто с небольшим лет монастырь упразднили, храмы закрыли, и чуть было не снесли в 1930-х годах, планируя расширить Петровку. Какие только организации не обитали в монастырских постройках: ремонтные мастерские, литейный цех, библиотека, спортзал, даже коммунальные квартиры. На месте монастырского некрополя устроили детский сад, а в просторном Сергиевском храме проводил репетиции ансамбль танца «Березка». Здания не ремонтировались несколько десятилетий, ветшали, но обитель устояла.


Время идет, неспешно течет поток машин по Петровке мимо Высоко-Петровского мужского монастыря. Возродилась монашеская жизнь, идет реконструкция обители, ремонт и археологические раскопки. Совсем скоро монастырь будет выглядеть так, так его задумал великий Петр I. Сюда можно прийти и прикоснуться к истории, к древности, к святыням, которые сохранил Высоко-Петровский монастырь.

Москва, Петровка, 28/2.